Добровольный отказ от нефтедолларов продолжается
Владимир Путин на форуме ВТБ подтвердил бюджетные проектировки до 2019 года
«Уверенное снижение зависимости федерального бюджета от нефтяной конъюнктуры» продолжится и после 2018 года, пообещал на инвестфоруме ВТБ «Россия зовет!» Владимир Путин. Власти намерены постепенно возвращаться к режиму 2012 года, когда объемы ненефтегазового дефицита бюджета были зафиксированы Бюджетным кодексом. Впрочем, ранее 2021 года этого не произойдет — доходы, не связанные с экспортом нефти, в бюджете сохраняются на уровне до 10% ВВП до 2020 года. Основной смысл заявлений президента на форуме — сохранение налоговой нагрузки после 2018 года в существующих границах.
Традиционный доклад Владимира Путина на инвестфоруме ВТБ не сопровождался дискуссиями и не содержал новых цифр. Тем не менее выступление на мероприятии, основная цель которого формальный и неформальный диалог с крупными мировыми инвестфондами и корпоративными инвесторами, имело очевидную цель. В октябре 2017-го наиболее важный риск для участников — потенциальные изменения, в том числе налоговые, после выборов-2018, любые оговорки, акценты в этом выступлении рассматриваются через эту призму. Поэтому главной кулуарной темой обсуждений была в общем техническая полемика Минфина, Минэкономики и ЦБ о режиме валютного контроля. Она, напомним, в прошлую пятницу началась с круглого стола в Российской экономической школе, где министр экономики Максим Орешкин и первый зампред ЦБ Ксения Юдаева дискутировали о возможности либерализации валютного законодательства (см. “Ъ” от 23 октября). После этого Минфин объявил о внесении в правительство поправок, предполагающих ограниченное снятие валютных барьеров и закрепление для ЦБ и Минфина экстренных механизмов их восстановления, минуя Госдуму. На форуме Максим Орешкин, выступающий за более быструю либерализацию капитального счета, заявил, что такие механизмы не нужны. Для части инвесторов полемика об экстренных механизмах чувствительна.
Эту полемику Владимир Путин не поддержал, ограничившись одобрением осторожности денежно-кредитной политики ЦБ в целом. Само по себе выступление президента выглядело достаточно специальным: Владимир Путин подтвердил существование «опасений у ряда специалистов» по поводу «дефляционной угрозы» конца 2017 года и ухода годовой инфляции до уровня 3% годовых в конце третьего квартала при таргете ЦБ 4% (ЦБ считает происходящее сочетанием временно действующих факторов; см. “Ъ” от 20 октября). Впрочем, центральная часть выступления была акцентирована на теме, в последние годы поднимающейся редко,— об объеме ненефтегазового дефицита бюджета. Владимир Путин фактически открыл бюджетную дискуссию следующего года, заявив: РФ будет придерживаться стратегии снижения ненефтегазового дефицита. Он, в частности, подтвердил, что в 2019 году предполагается его сокращение до 5,9% с нынешних 8,5%, поскольку экономическая ситуация «выправляется».
Термины «ненефтегазовый дефицит» и «нефтегазовый трансферт» в Бюджетном кодексе получили определение в 2007 году — тогда объем ненефтегазового дефицита, то есть превышения доходов, не связанных с нефтегазовым экспортом, над расходами, был зафиксирован потолком в 4,7% ВВП, нефтегазового трансферта (покрытия этого дефицита из нефтегазовых доходов — 3,7% ВВП). В версии Бюджетного кодекса 2013 года эти статьи отменены, летом 2017-го при создании новой конструкции, посвященной суверенным фондам, новые планки ненефтегазового дефицита не были установлены, несмотря на то что в бюджетных документах ведомство Антона Силуанова активно использует эту терминологию и рассчитывает соответствующие параметры ненефтегазового бюджета.
Подтвердив цифру 5,9% ненефтегазового дефицита на 2019 послевыборный год, Владимир Путин фактически подтвердил и отсутствие намерений изменять общий уровень налогообложения после выборов. Доля ненефтегазовых доходов существенно выросла (60% в 2017 году) из-за падения нефтяных поступлений, сокращение реальных госрасходов до 2020 года должно увеличить эту долю до двух третей, в 2018–2020 годах потолок для ненефтегазовых доходов прогнозируется на уровне 10% ВВП. Резкое снижение ненефтегазового дефицита с 2018 года могло бы осуществляться при нынешней динамике ВВП только увеличением налогообложения (вне зависимости от дизайна налоговой системы) — исходя из слов президента, в 2019 году этого произойти не должно. Отметим, планки 2007 года — 4,7% ненефтегазового дефицита — бюджет РФ даже при очень благоприятной конъюнктуре коснется не ранее 2021–2022 годов.