От «Аннушки» до «Антея»
26 октября 1967 года самолет Ан-22 «Антей» поднял груз весом 100,4 т на высоту 7,8 км
Самый большой военно-транспортный самолет своего времени Ан-22 впервые поднялся в воздух в 1965 году. Каждый следующий его полет был испытательным, и в каждом ставились рекорды. Но к 50-летию Великой Октябрьской социалистической революции (25 октября 1917 года по старому стилю, или 7 ноября по новому) правительству СССР нужны были сверхрекорды во всех областях, демонстрирующие трудящимся во всем мире преимущества социализма над капитализмом. «Антей» в одном полете в честь годовщины революции поставил 15 мировых рекордов, самым впечатляющим из которых был подъем 100 т на высоту почти в 8 км.
Праздники закончились, а государственные испытания самолета продолжались, только в 1969 году началась его серийная сборка на Ташкентском авиазаводе. Во время госприемки было выполнено еще более 40 испытательных полетов, главной целью которых было предотвращение срыва самолета в пике или штопор после сброса на парашютах моногруза весом до 40 т. Именно столько весил танк, и именно такую исходную задачу поставили военные перед КБ Антонова.
Но кроме десантирования танков, в самолете должны были помещаться крупные, особенно по длине грузы (до 30 м) — ракеты, их стартовое оборудование. При перемещении танка по такому длинному отсеку и особенно в момент его отрыва при сбросе парировать, как говорят летчики, смещение центровки самолета с помощью штурвала сложно. Пришлось решать эту проблему и много других за счет новой компоновки и аэродинамики машины.
В результате получился уникальный самолет. Но главное, по словам конструктора Антонова, «был преодолен психологический барьер, связанный с боязнью очень “толстого” фюзеляжа... Возникло новое поколение крупных самолетов, широкофюзеляжных». Антонов деликатно умалчивает о том, что боялось и мешало ему работать партийное руководство страны, издевательски называя Ан-22 «пузатым». Только после рекордных полетов отношение к «Антею» изменилось. Всего на счету «Антея» больше 40 мировых рекордов, половина из них не побиты до сих пор. Но сегодня в России в строю всего четыре «Антея», еще 7 — законсервированы, 43 разобраны и порезаны на металл.
Если уж говорить о настоящем рекордсмене, вышедшем из антоновского КБ, то это неувядаемый Ан-2, «кукурузник», как его прозвали в народе. Впервые поднявшийся в воздух в 1947 году, он летает до сих пор в десятках стран мира, в том числе и у нас, на ходу в России больше трехсот «Аннушек». Этот рекорд Антонова едва ли когда-нибудь будет побит.
Сергей Петухов