Товар на все сезоны
Нужны ли рынку краткосрочные лицензии на алкоголь
Минпромторг предлагает ввести недорогие сезонные лицензии на продажу алкоголя. Как сообщает газета «Известия», в ведомстве считают, что они могут действовать на протяжении летнего или курортного периода. Предполагается, например, что сезонная лицензия сроком на шесть месяцев будет стоить 10 тыс. руб. За годовое же разрешение сейчас нужно заплатить 65 тыс. руб. Свою инициативу Минпромторг объясняет желанием поддержать малый бизнес, в частности, предприятия общепита.
Не вырастет ли в результате в магазинах и кафе доля алкоголя сомнительного происхождения? Эффект, наоборот, будет положительным, уверен директор Центра исследований федерального и регионального рынка алкоголя Вадим Дробиз: «Кто-то вбил в головы нашим чиновникам нелепую мысль о том, что уровень потребления алкоголя напрямую зависит от количества легальных торговых точек по его продаже. В результате с этого рынка ушли 35% "белых" торговцев. Кто от этого выиграл? Продавцы суррогатов и нелегальной розницы. Россия — страна, где летом население мигрирует за город, и в каждом дачном кооперативе существует магазинчик, в котором нелегально торгуют алкоголем. Поэтому инициатива Минпромторга полезна хотя бы для того, чтобы эту "дачную" торговлю спиртосодержащей продукцией сделать законной».
Рассчитывать на то, что мера окажется полезной, можно при одном условии — если будет налажен строгий контроль качества, подчеркивает главный редактор портала Alkohole.ru Михаил Смирнов: «Любое лицензирование предусматривает контроль качества, и если в этом случае удастся его организовать, тогда это будет хорошо. Ведь сейчас все равно алкоголем зачастую торгуют нелегально, и государство с этого ничего не получает».
Всерьез рассчитывать на положительный эффект инициативы Минпромторга о выдаче относительно недорогих сезонных лицензий на продажу алкоголя не стоит, хотя бы потому что для ее реализации потребуется не один год, считает председатель Национального союза защиты прав потребителей Павел Шапкин: «Эта инициатива оторвана от реальности, потому что для реализации таких предложений нужно вносить изменения в федеральное законодательство и давать право регионам лицензировать сезонную продажу алкоголя. Другими словами, требуется очень серьезный пересмотр всего пакета законов в этой сфере. Кроме того, если вдруг такая идея всем покажется интересной и правильной, то ее реализация займет минимум два-три года. Но стоит ли игра свеч, непонятно».
В Минздраве данную инициативу не поддерживают, ссылаясь на то, что «сезонная лицензия» повысит доступность спиртных напитков для населения.