«Ослабления конкуренции мы не замечаем»
Директор ИКЕА Новосибирск Алексей Колгушкин о поставщиках, DIY-рынке и планах по развитию
ИКЕА в перспективе ближайших четырех-пяти лет не планирует строить в Сибири новые магазины. Вместо этого ставка делается на развитие online-продаж, которые компания запустила в этом году сначала в Новосибирске, а потом и по всей России. Директор ИКЕА Новосибирск Алексей Колгушкин в интервью „Ъ“ рассказал, за счет чего планируется нарастить долю интернет-продаж, зачем компания инвестирует в локальных поставщиков и в чем плюсы глобальных отзывов товаров.
— Вы возглавили новосибирский магазин компании летом этого года, а ранее были директором магазина ИКЕА в Химках. Что дают подобные рокировки вам и компании?
— Считаю, что самый эффективный способ развития лидерских компетенций — это руководство новыми командами в разных экономических условиях, в разных культурных контекстах. Я для себя выбрал этот путь, а компания увидела возможность развить бизнес одного региона идеями и опытом другой области. Я и раньше бывал в Новосибирске, правда, только в командировках, так что с городом я был уже знаком. Сюда приезжает много людей из других регионов работать, учиться, создавать семьи, обзаводиться жильем, что, конечно, способствует развитию здесь нашего бизнеса. Это стратегически важный для нас регион. Новосибирский магазин — самая восточная точка сети ИКЕА в России. В его зоне охвата покупателей не только «домашний» регион, но и Красноярский край, Кузбасс, Иркутская область, Дальний Восток. Если брать мировые масштабы, то новосибирский магазин по посещаемости находится на 36 месте из 400 магазинов ИКЕА (включая франчайзи) во всех странах.
— Как оцениваете итоги этого года по сравнению с предыдущим?
Мы недавно закрыли 2017 финансовый год (он длится с 1 сентября по 31 августа). Продажи компании в России составили приблизительно 90% от результатов прошлого года. По количеству посетителей новосибирский магазин остался примерно на том же уровне, что и в 2016 году — это примерно 4,5 млн человек, или четыре населения Новосибирска. За тот же период «Мегу» посетило 15 млн человек.
Кроме того, развивается сегмент корпоративных продаж. В прошлом году ИКЕА Новосибирск среди других магазинов сети в России имела самую большую долю продаж business to business — 12% от общего количества продаж магазина. В Москве — более 10%. Малый и средний бизнес в Новосибирске активно развивается, несмотря на то, что год с экономической точки зрения был сложный.
— Весной этого года ИКЕА запустила интернет-магазин. Каковы результаты?
— Новосибирский магазин компании был первым в России, где началось тестирование интернет-продаж. Вначале это были продажи через электронную почту, затем, в феврале этого года, магазин тестировал пилотную версию онлайн-магазина. В апреле онлайн-продажи заработали в Центральном регионе, сейчас — во всех остальных российских магазинах ИКЕА. В настоящее время в новосибирском онлайн-магазине мы тестируем продажу полного ассортимента. Оборот интернет-продаж растет, правда, пока мы сравниваем себя только с самими собой. В прошедшем году доля интернет-продаж от общего объема составила 7–8%. Мы начали новый финансовый год и пока по онлайн-продажам идем плюсом. Полагаю, что эта доля будет расти, учитывая наши планы по продвижению онлайн-магазина и развитию дистрибуции. Сейчас в Есипово (Московская область) строится самый большой дистрибьюторский центр компании. Площадь комплекса составит более 360 тыс. кубических метров, инвестиции — 8 млрд руб. Завершить строительство планируется в 2018 году. Он позволит увеличить собственные объемы отправок по всей стране. Сейчас покупатели из городов, где нет магазинов ИКЕА, пользуются нашей доставкой и через партнерские компании. Кроме того, в планах запустить продажу полного ассортимента во всех наших онлайн-магазинах, тестируем электронный каталог продукции.
— Какой процент в товарах ИКЕА занимает продукция, изготовленная местными производителями? Будет ли он расти?
— Более 50% объема товаров, продаваемых в российских магазинах,— это местное производство. Сегодня закупочное подразделение ИКЕА сотрудничает более чем с 60 поставщиками-производителями в России. Есть планы как развития существующих поставщиков, так и поиск новых партнеров. За три-четыре года компания планирует увеличить долю местного производства в товарах до 80%. При этом основные направления развития — это текстильные изделия, матрасы, изделия из металла, кухонные фасады, диван-кровати, бытовая техника.
Работа с локальными поставщиками позволяет корректировать ценовую политику, снижает зависимость от колебаний курсов валют. Год назад в Великом Новгороде компания ИКЕА Индастри открыла новое производство корпусной мебели мощностью 7 млн товарных единиц в год. Оно расположено возле завода по производству древесностружечной плиты в Новгородской области, приобретенного компанией в 2013 году. Завод осуществляет поставки по всей России. Такое соседство, а также близость к основным рынкам сбыта Санкт-Петербурга и Москвы позволяет существенно снижать затраты на логистику.
Но производить весь ассортимент на местных предприятиях невозможно физически. Есть специфические вещи, например, изготовление мебели из бамбука. Есть и вопросы технологий производства, хотя сейчас они в России стремительно развиваются, предприятия оснащаются современными линиями, возникают новые предложения на рынке. Например, сравнительно недавно для ИКЕА в России начали выпускать матрасы в свернутом виде — они специальным образом упаковываются на предприятии без деформирования пружинного блока. Такая упаковка позволяет перевозить их в большем количестве.
— С какими поставщиками работаете в Сибири?
— Мы не раскрываем имен поставщиков и не говорим о конкретных предприятиях, согласно корпоративным правилам компании ИКЕА. На сегодняшний день в Сибирском регионе ИКЕА сотрудничает с компаниями, производящими товары из массива древесины. Также в Иркутской и Томской областях и в Красноярском и Алтайском краях есть субпоставщики древесины, которые поставляют сырье производителям товаров ИКЕА в Китае. Закупочное подразделение ИКЕА при выборе поставщика не рассматривает каждый регион отдельно, а оценивает совокупность факторов в каждом конкретном случае для обеспечения оптимальной цепочки поставок и доступных цен.
— Какие требования предъявляются к местным производителям?
— Они для всех одинаковы. Существует кодекс поставщика — свод правил, которым должны следовать все наши партнеры. В их числе — полное соблюдение требований законодательства: работа только «в белую», выплата всех налогов. Кроме того, важно обеспечение адекватных условий труда для работников: страховка, отсутствие задержек по выплате заработной платы. Третье условие — бережное отношение к окружающей среде. Мы со своей стороны проводим обязательный аудит работы поставщиков и до подписания контракта, и после. Проверки проводятся регулярно — плановые и внеплановые. Если эти правила не соблюдаются, то при повторном выявлении нарушений мы прекращаем все отношения с таким партнером, даже если он готов предоставить самую лучшую цену. Мы чувствуем свою ответственность не только за прибыльность нашего бизнеса, но и за формирование бизнес-культуры.
— Как часто у компании происходит глобальный отзыв товаров, какие убытки это влечет?
— Одно время из продажи мы убирали шоколад, так как в Японии были обнаружены случаи аллергии на эту продукцию. В итоге пересмотрели весь технологический процесс производства шоколада. Сейчас отзывается складной стул, в том числе в России, но не потому, что российские покупатели подверглись опасности из-за этого товара. Большинство отзывов поступило от покупателей в Северной Америке, где из-за невнимательного прочтения инструкции стул был собран неправильно, а у двух человек в результате такой сборки защемило пальцы. Сейчас конструкция стула дорабатывается так, чтобы его нельзя было сложить наизнанку. Говорить об убытках в данном случае будет неправильно, тут вопрос сохранения доверия покупателей. Во всем мире глобальные отзывы товаров компаниями воспринимаются покупателями положительно и играют на репутацию продавца.
— За последний год с новосибирского рынка товаров для дома ушло несколько крупных федеральных и региональных игроков. Почувствовали ли вы их уход?
— Ситуация на рынке сложная, но ослабления конкуренции мы не заметили. На рынке достаточно компаний, которые продают предметы интерьера и товары для дома. Какие-то игроки ушли, а какие-то наоборот расширяются. Для покупателей это, безусловно, хорошо, это возможность выбора.
— Оказало ли на работу компании замедление темпов ввода жилья в эксплуатацию?
— Темпы снижаются, но сдерживающим фактором это не стало — в Сибири Новосибирская область все равно остается лидером по вводу жилья на душу населения. Сейчас активно развиваем направление работы с застройщиками. Довольно многие покупатели жилья проявляют интерес к тому, чтобы приобретать квартиру не просто с ремонтом, но уже и с частичной меблировкой. Условно говоря, чтобы можно было заехать и с первого дня начать жить в этой квартире, а не спать на полу. На данный момент в России у компании более 600 проектов с застройщиками. Особенно перспективен сегмент арендного жилья — строительство апартаментов для сдачи в аренду. В ближайшее время в Москве планируется завершение реализации первого нашего такого проекта — сдача в эксплуатацию многоквартирного дома (280 квартир), обставленного мебелью. Говорить о конкуренции тут пока не приходится — наверное, мало кто на рынке сегодня готов единовременно предоставить такое количество мебели для обустройства.
— Что можете сказать про вкусовые предпочтения россиян? Зависит ли ассортимент продукции от каких-либо региональных особенностей?
— Сейчас динамично растет сегмент спален, наверное, потому что у населения растет запрос на отдых с комфортом. Даже владельцы однокомнатных квартир чаще вкладываются в кровать с матрасом, чем в диван-кровать. Кстати, сегмент диван-кроватей укрепился в ассортименте компании только благодаря российским покупателям. В других странах этот товар не так распространен. Полагаю, что это связано с небольшими жилыми площадями в наших квартирах, где гостиная играет роль и столовой, и спальни, и кабинета. Еще один товар, появившийся в ассортименте благодаря России,— тапочки. Можно сказать, что это уникальная отечественная разработка, которая сейчас разошлась по всему миру — в Европе эта экзотичная вещь расценивается как некий вариант русских валенок. А сначала никто не верил и не понимал — зачем эта мохнатая штука нужна. Впрочем, по любви к тапочкам мы держим первое место, они производятся только в России и поставляются по всем странам. Также в России в городе Гусь-Хрустальный производится наше стекло, оно также поставляется по всему миру.
Что касается предпочтений сибиряков, то у них высокий спрос на большие гардеробы. Полагаю, это связано со сменой одежды для разных сезонов. Например, в ИКЕА Адыгея, где не нужно столько теплой одежды, потребности в системах хранения отличаются от Сибири.
— Какой процент продукции ИКЕА остается «за границей» и не поставляется в Россию?
— Общий ассортимент совпадает в странах на 85%. Не так много товаров, которые продаются за рубежом и не продаются у нас, это зависит от спроса. Возить две единицы товара нерентабельно — он будет золотым по цене для покупателя. Впрочем, есть товары, которые производятся локально в зависимости от специфических потребностей. В России есть свой уникальный ассортимент, которого нет в других странах, например, масленки или заварочные чайники классического дизайна.
— Расскажите о планах по расширению сети ИКЕА?
— Россия является стратегическим рынком для компании, который входит в десятку стран по продажам. Ранее мы заявляли, что готовы инвестировать в ближайшие годы 100 млрд руб. в строительство новых магазинов и обновление существующих. Первоочередная задача — охватить города-миллионники. Мы видим некоторую незаполненность рынка в Москве и Санкт-Петербурге, где спрос на товары для дома и предметы интерьера растет. Строительство еще нескольких магазинов в этих регионах, считаем, улучшит покупательский опыт. В ближайших планах строительство еще одного магазина в Московской области. Это будет первый в России отдельно стоящий магазин ИКЕА, без торгового центра «Мега». Далее в планах — Санкт-Петербург и Челябинск, там планируется строительство магазинов с торговым центром «Мега». Это перспектива четырех-пяти лет. Потом будем смотреть на другие города.
— А в Сибири? Компания ранее заявляла о планах построить магазин в Красноярске.
— Красноярск для нас по-прежнему важный регион. Там планируется строительство магазина ИКЕА с торговым центром «Мега». Но одновременно везде построить магазины нельзя — это и вопрос необходимого количества денег, так как мы инвестируем в развитие из собственных средств, и вопрос контроля за процессами развития. Пока с красноярскими покупателями будем взаимодействовать через интернет.
— В 2013 году сообщалось о планах «Меги» в Новосибирске по увеличению площадей и вынесению в отдельную пристройку сектора DIY-товаров. За счет освободившихся площадей девелопер IKEA Centres планировал расширить галерею. Что с этими планами сейчас?
— Мы интегрированы в торговый центр. Планы по расширению «Меги» в России есть. Сейчас компания реализует пять таких проектов в существующих торговых центрах «Мега»: в Москве, Казани, Екатеринбурге. На днях произошла закладка первого камня в расширение торгового центра в Краснодаре — там площадь магазина практически удвоится. В Новосибирске мы рассматриваем различные возможности развития и будем делиться информацией по мере развития проекта.
ЛИЧНОЕ ДЕЛО
Алексей Колгушкин
Алексей Колгушкин — директор магазина Икеа Новосибирск
Окончил Московский государственный технический университет им. Н.Э. Баумана, факультет специального машиностроения. Начал работу в Икеа в 1998 году в отделе продаж, работал в отделе логистики, центральном офисе Икеа в России. С 2006 по 2009 год — заместитель директора магазина Икеа Теплый Стан (Москва), с 2009 по 2010 год — директор магазина Икеа Дыбенко (Санкт-Петербург), с 2010 по 2017 год возглавлял магазин Икеа Химки, с июня 2017 года — директор Икеа Новосибирск. Проходил стажировку в Великобритании в магазине Икеа Лейксайд, принимал участие в открытии магазина Икеа в Бристоле.
COMPANY PROFILE
Группа компаний Икеа
Группа компаний Икеа входит в состав холдинга INGKA Holding B.V и подконтрольных ему компаний, является одной из 11 групп компаний, владеющих и управляющих каналами продаж на основе франшизы, принадлежащей подразделению Inter IKEA Systems B.V. Группа компаний Икеа — самая крупная розничная организация во франчайзинговой системе Икеа, в состав которой входят 360 магазинов в 29 странах. Общее количество сотрудников — 149 тыс. человек, во всех структурах Икеа в России — 12 тыс. По результатам 2017 финансового года магазины Икеа во всем мире посетили 817 млн человек, товарооборот составил €34,1 млрд. В структуре группы 32 региональных дистрибьюторских центра в 16 странах.
В структуре группы компаний Inter IKEA работает подразделение Икеа Индастри — крупнейший в мире производитель мебели из древесных материалов (42 производственные площадки в десяти странах). В России представлена четырьмя производственными площадками: в Новгороде, Есипово, Тихвине и Вятке. ГК работает с 978 поставщиками в 50 странах мира. В 24 странах работает 28 закупочных офисов. С 1990 года в России работает закупочная организация Икеа. Два закупочных офиса в Москве и Новосибирске координируют работу с российскими поставщиками. Объем закупок за истекший финансовый год превысил €350 млн. С 2000 по 2011 годы в России открылось 23 магазина компании.