Арендаторы обвиняют торговые центры в давлении
Каковы шансы предпринимателей отстоять свой бизнес
Как стало известно «Коммерсантъ FM», руководство «Афимолл Сити» пытается выгнать ресторатора Сергея Миронова. За последний месяц его ресторан трижды закрывали под предлогом того, что он затапливает нижний этаж здания. Можно ли выйти из топовых торговых центров без потерь и каковы шансы отстоять свой бизнес, разбиралась Аэлита Курмукова.
Давление на арендаторов со стороны «Афимолл Сити» «Коммерсантъ FM» подтвердили сразу несколько участников рынка. Речь идет о тех, кто еще снимает там площадки и тех, кто был вынужден уйти и потерять весь бизнес. Сейчас в центре скандала оказался ресторатор Сергей Миронов: по его словам, руководство торгово-развлекательного центра за этот месяц трижды закрывало его ресторан Meat&Fish без всяких предписаний и документов — якобы он затапливал нижние этажи. Из-за простоя и отмененных банкетов по вине «Афимолла» бизнесмен потерял 3 млн руб., и возмещать убытки никто не собирается, рассказал «Коммерсантъ FM» Сергей Миронов:
«Приходит главный инженер и без установления причины, без всякого документа, без всякого акта закрывает ресторан и ставит на вход охрану — какое-то рейдерство. Мы сдали систему, функционирующую по СНиПам, по всем нормам, и нам приносят акт с претензией, что мы были закрыты — то есть за период, когда мы были принудительно ими закрыты, они выкатывают акт с претензиями. Почему они это делают? Отжимают очередной ресторан: у них уже есть три разных, которые были отняты со всем оборудованием, с имуществом; доводят людей до банкротства и избавляются от них».
На запрос «Коммерсантъ FM» AFI Development в официальном комментарии дал ясно понять, кто прав и кто виноват:
«Обсуждение технических проблем инженерных коммуникаций арендатора в СМИ не является способом решения таких проблем, и этот арендатор (Meat&Fish — прим. ред.) должен сосредоточиться на ликвидации технических проблем со своими коммуникациями. В случае, если арендатор не обеспечил надлежащее функционирование своих собственных систем в помещении, нарушив условия договора и причиняя вред иным арендаторам и их посетителям, ответственность за это в соответствии с законодательством как перед торговым центром, так и перед третьими лицами несет именно он».
Но, как выясняется, бизнесмен Миронов — не единственный арендатор, который не устраивал руководство «Афимолла». У Игоря Ваниева там было пять ресторанов: договор аренды продляли только при условии, что арендатор отвечает за любое нарушение всем своим имуществом. По словам Ваниева, в феврале все его рестораны закрыли, и отобрали оборудование, причем без всякой описи:
«Мы остались должны за аренду по суду 12 млн руб. — я продал квартиру, подготовился к банкротству. Договор был составлен так, что выйти без потерь было невозможно. Мы должны были заплатить еще за два года и только тогда выйти — договор был только на таких условиях».
Бизнесмены признают, что их никто не заставлял подписывать так называемые кабальные договоры аренды: они шли на условия торговых центров, понимая, что топовых площадок с высоким трафиком посетителей в Москве не так много. И арендаторы этим пользуются, подтверждает член совета московского отделения «Опоры России Дмитрий Несветов:
«Права арендаторов ущемлены: как правило, предлагается подписать типовой договор без обсуждений и без изменения позиций. Не хотите? У нас тут очередь. Кроме того, возникла еще одна новация: „У нас условия такие, — говорит арендодатель, — мы подписываем договор, будьте любезны предоставить нам пару поручителей, с которыми мы согласимся“».
Нередко стороны пытаются решить вопрос в досудебном порядке — но только в случае, если не хотят скандала. И в этом случае, как говорит партнер компании Berkshire Advisory Group Александр Артемьев, отступные должен выплатить торговый центр , потому что он заинтересован в другом арендаторе. Но отступные, как показывает практика, ТЦ платить не собираются, подают иски за просрочку по аренде, и суды чаще всего встают на сторону торговых центров. И они действительно правы, поскольку даже самые невыгодные условия прописаны в контракте.
В рейтинге комфортности ведения бизнеса Doing Business 2017 от Всемирного банка Россия занимает 40 место, поднявшись за год на 11 строчек.