«Я очень осторожно отношусь к позитивным тенденциям»
Глава совета директоров «МегаФона» Иван Стрешинский о менеджерах, конкурентах и дивидендах
«МегаФон» объявил о восстановлении в компании должности исполнительного директора, которой не было с 2016 года, и назначении на нее финансового директора Геворка Вермишяна. Зачем это сделано, как кадровые перестановки повлияют на управление «МегаФоном» и почему акционерам компании не стоит ожидать серьезного роста ее капитализации и дивидендов, “Ъ” рассказал глава совета директоров Иван Стрешинский.
— Исполнительным директором «МегаФона» назначен финансовый директор компании Геворк Вермишян. Зачем снова введена эта должность и что в результате изменится в системе управления «МегаФоном»?
— Исполнительный директор будет в первую очередь отвечать за выполнение стратегии компании, организационную структуру и бизнес-процессы, работу правления и хозяйственную деятельность дочерних структур. Иными словами, речь идет об организации текущей работы, достижении операционных целей, поставленных советом директоров и акционерами.
— Сохранит ли свой пост гендиректор «МегаФона» Сергей Солдатенков?
— Могу с уверенностью заявить, что Сергей Солдатенков остается гендиректором.
— А как изменится его круг ответственности?
— Гендиректор сможет сфокусироваться на вопросах общего управления, разработке долгосрочной стратегии, а также взаимодействии с госорганами и значимых B2G-проектов.
— Сейчас «МегаФон» стоит на бирже вдвое дешевле, чем по итогам IPO в 2012 году. Ставите ли вы перед менеджментом задачу восстановления капитализации и возможно ли это вообще в обозримой перспективе?
— Последние несколько лет телекоммуникационный рынок России находится в состоянии стагнации. Он насыщен, проникновение мобильной связи по сим-картам превышает 170%. В результате операторы конкурируют не за привлечение новых абонентов, а за переток уже существующих. Это приводит к неминуемому ужесточению ценовой и технологической конкуренции: тарифы мобильных операторов снижаются, а капитальные затраты сохраняются. Процесс ускорило появление нового федерального оператора и конкурентное давление участников смежных рынков, включая интернет-компании и банки.
Поэтому я очень осторожно отношусь к позитивным тенденциям на рынке, которые кроме всего прочего появились лишь несколько месяцев назад. Необходимо не менее двух-трех кварталов для их подтверждения.
В таких условиях, а также с учетом высокой волатильности на валютном и фондовом рынках предсказать будущую стоимость акций не представляется возможным. Но вполне очевидно, что вероятность двукратного роста капитализации компании исчезающе мала.
— «Закон Яровой» и разворачивание сетей 5G, по оценкам операторов, потребуют очень больших инвестиций, то есть ждать снижения капзатрат не приходится. Значит ли это, что и на рост дивидендов акционерам «МегаФона» рассчитывать не стоит?
— Участники рынка и регулятор ведут конструктивную дискуссию, позволяющую надеяться на разумный компромисс в части требований закона Яровой. Их реализация, безусловно, потребует значительных инвестиций, однако я полагаю, что у операторов, и, в частности, у «МегаФона» для этого ресурсов достаточно, и не вижу в дополнительных затратах никакой трагедии. В то же время для разворачивания в ближайшие два-три года сетей 5G потребуются значительные инвестиции. Фактически это означает новый виток технологической и инвестиционной конкуренции. И, безусловно, USM как стратегический инвестор заинтересован в технологическом лидерстве «МегаФона».
В сложившихся условиях компания должна мобилизовать все имеющиеся ресурсы, в том числе финансовые.
— То есть дивидендов фактически не будет? Это не вызовет серьезные вопросы у миноритариев?
— Во-первых, важно понимать, что рекомендацию по дивидендам принимает совет директоров, а выплату дивидендов — акционеры большинством голосов. Поэтому в данном случае я лишь выражаю точку зрения USM.
Во-вторых, с 2013 года «МегаФон» выплачивал дивиденды, превышавшие ожидания рынка, параллельно купив активы более чем на $3 млрд и вкладывая в развитие сети. В результате долговая нагрузка компании существенно возросла, пришло время реинвестировать в развитие компании для сохранения ее конкурентоспособности и финансовой устойчивости.
В этой связи излишняя стерилизация денежного потока «МегаФона», в частности выплата дивидендов, противоречит стратегическим целям компании и USM как ее контролирующего акционера.
— В конце августа МегаФон признал возможность сделки «Евросети» со «Связным»? Ведутся ли переговоры об этом? Какими могут быть возможные конфигурации сделки?
— Этот вопрос лучше задать руководству «МегаФона», однако отмечу, что USM приветствует любые сделки, направленные на рост капитализации и операционной эффективности компании.
— На рынке обсуждают возможность продажи «МегаФоном» до 12% акций Mail.ru Group, которая с момента приобретения подорожала почти на 80%. Вы рассматриваете такой вариант?
— На мой взгляд, хотя рост капитализации Mail.ru Group существенно превышает рост телекоммуникационного рынка, потенциал этого далеко не исчерпан. Только по итогам первого полугодия выручка группы выросла более чем на 50%, компания разворачивает новые направления: DeliveryClub, E-Commerce(Юла), игровое направление. Поэтому убежден, что продажа акций Mail.ru не рассматривается, по крайней мере в ближайшее время. Более того, USM приветствовал бы увеличение экономической доли «МегаФона» в Mail.ru Group.
— Как в целом вы видите инвестиционную стратегию компании?
— Вплоть до 2015 года, согласно исследованиям BCG, рынок России был одним из лучших в мире с точки зрения удовлетворенности абонента и оператора. Умеренная конкуренция удерживала потребительские цены на разумном уровне, позволяя операторам получать достаточную операционную маржу для технологической модернизации сетей связи, что в свою очередь означало прямое повышение качества конечной услуги для абонента. Но, как я уже отмечал, ужесточение конкуренции крайне негативно отражается на доходности операторов, не всегда ее можно считать благом для отрасли, причем не только для поставщиков услуги, но и для потребителей.
Очевидно, что для восстановления инвестиционной привлекательности единственным решением является консолидация, в которой, я уверен, заинтересованы все участники рынка включая USM.
— То есть возможные новые сделки, в том числе крупные и с конкурентами?
— Мы открыты любым предложением, направленным на оздоровление отрасли и диалогу со всеми участниками рынка.