«Речь идет о сведениях, которых у компании нет в принципе»
Адвокат Telegram — об обжаловании штрафа за непредоставление информации ФСБ
Telegram обжаловал штраф за отказ передать ФСБ ключи от переписки пользователей. О том, что это будет сделано, владелец сервиса Павел Дуров заявил сразу же после оглашения решения суда. По его словам, требования ФСБ нереализуемы технически и к тому же противоречат Конституции — согласно статье 23, каждый имеет право на тайну переписки, телефонных разговоров, почтовых телеграфных и иных сообщений. Подробнее о позиции компании в беседе с ведущей «Коммерсант FM» сообщил адвокат Telegram Рамиль Ахметгалиев.
— Уже известно, когда будет рассмотрена жалоба? По вашему мнению, каким будет результат ее рассмотрения?
— Что касается сроков — вопрос открытый. Исходя из процессуального законодательства, после поступления жалобы в мировой суд, ее копии будут направлены органу, составившему протокол, то есть ФСБ России, с разъяснением прав, представлением своих возражений. После этого мировой суд дело передаст в Мещанский районный суд. И уже там, после назначения конкретного судьи, будет дело назначаться к рассмотрению. По моим предположениям, исходя из практики и сроков, указанных в законе, это произойдет, наверное, не раньше, чем во второй половине ноября. А что касается результата, я не астролог, я адвокат — посмотрим. Доводы мы привели все, будем думать.
— На чем основана правовая позиция Telegram? Какие доводы вы приводите в жалобе?
— Основная правовая позиция фактически руководителем компании уже приведена. Основной довод жалобы — суд первой инстанции даже элементарно не удосужился дать оценку и проверить, были ли требования ФСБ законными или незаконными. То есть судья в единоличном составе без участия сторон, без участия прокурора, без участия ФСБ, просто сел один и написал постановление. Требования ФСБ изначально были незаконными. Во-первых, речь идет о привлечении к ответственности за непредоставление информации и сведений, которых в принципе у компании нет: компания использует одну из технологий шифрования, при которой каких-либо ключей для дешифрования сообщений пользователей у нее нет.
Есть известное выражение — «Самый лучший способ хранить тайну — это ее не знать». Не только Telegram, но и другие мессенджеры уже давно идут по этому пути.
Фактически требование ФСБ можно расценить так: создайте «золотой ключик» и передайте этот «ключик» нам, этим «ключиком» мы будем открывать, дешифровывать и контролировать сообщения пользователей не только на территории России, но и во всем мире, а их на сегодняшний день более 100 млн. Поэтому в принципе баланса нет, требования явно не сравнялись.
— Если жалобу Мещанский суд отклонит, вы и ваш клиент — компания Telegram — как намерены действовать дальше?
— Будем смотреть в зависимости от процесса, потому что есть очень много важных нюансов и деталей, связанных и с самой процедурой рассмотрения, и с теми формулировками, которые будет приводить суд апелляционной инстанции. Поэтому загадывать не берусь. Варианты, возможности и позиции есть разные. И все-таки тактика и стратегия защиты относится к адвокатской тайне.