Торос ребром
Минтранс и «Росатом» столкнулись на Северном морском пути
Как выяснил “Ъ”, в правительстве обсуждают возможность наделить «Росатом» функциями единой структуры по развитию Северного морского пути (СМП). В этом случае, говорят источники “Ъ” в Белом доме и Кремле, госкорпорация, управляющая атомными ледоколами «Атомфлота», создаст отдельный «арктический дивизион», который будет курировать также и развитие инфраструктуры СМП. Но против этого категорически выступает Минтранс, где предлагают объединять функции по развитию Арктики на базе своего ФКУ «Администрация СМП».
Как рассказали “Ъ” кремлевские и правительственные источники, сейчас рассматриваются два варианта управления Севморпутем. Первый предложен помощником президента Андреем Белоусовым — создание федерального агентства (по образцу Минвостокразвития). Второй вариант — «арктический дивизион» в структуре «Росатома» (в его ведении уже ФГУП «Атомфлот» с атомными ледоколами). За это, говорят источники “Ъ”, выступают вице-премьер Дмитрий Рогозин (глава коллегии Военно-промышленной комиссии и Морской коллегии) и гендиректор «Росатома» Алексей Лихачев (в госкорпорации и аппарате вице-премьера вопрос не комментировали).
По данным собеседников “Ъ”, агентство в правительстве считают нецелесообразным: это «раздует бюрократический аппарат», а формирование структуры, как показывает практика, требует нескольких лет. «“Росатом” же обладает правами ФОИВа (по закону о госкорпорации.— “Ъ”), и выделить из него атомные ледоколы и передать их другой структуре из соображений безопасности нельзя — их обслуживание все равно должна будет вести госкорпорация. Создание дивизиона займет меньше времени и не потребует капзатрат»,— говорит один из высокопоставленных собеседников “Ъ”.
Источники в Кремле отмечают, что окончательное решение по конфигурации будет выработано в ходе серии совещаний.
Пресс-секретарь Дмитрия Медведева Наталья Тимакова позицию премьера пояснить не смогла, добавив, что в последнее время совещаний на эту тему не было. Пресс-секретарь президента Дмитрий Песков заявил “Ъ”, что вопрос конфигурации управления СМП «на стадии экспертного обсуждения».
Вопрос о структуре для развития СМП (инфраструктура, ледоколы, гидрография и т. д.) поставил в марте Владимир Путин. Но мнения о том, как ее строить, разошлись. Минтранс предлагал возложить эти функции на свое ФКУ «Администрация СМП» (по данным источников “Ъ”, ФКУ могут передать и ледоколы ФГУП «Росморпорт»). Но параллельно собеседники “Ъ” с августа уверяли, что есть альтернативная схема, при которой функции управления СМП получит «Росатом».
Но в правительстве нет единой позиции. В Минэкономики “Ъ” лишь заявили, что поддерживают создание единой структуры, «решение будут принимать президент и правительство». Замглавы Минтранса, глава Росморречфлота Виктор Олерский подтвердил “Ъ”, что на уровне ведомств обсуждается создание структуры, отвечающей за СМП, в том числе на базе «Росатома», но это одно из предложений, которое Минтранс не поддерживает. Атомные ледоколы — у «Атомфлота», но ледоколы есть у и «Росморпорта», заметил он. Безопасность мореплавания на СМП — более масштабная и сложная задача, чем профильное для «Атомфлота» ледокольное обеспечение, подчеркивает чиновник. По его словам, нужно наделять «Администрацию СМП» дополнительными функциями, и процесс запущен: «1 января будет назначен новый руководитель ФКУ, следующий шаг — присоединение к ФКУ ФГУП “Гидрографическое предприятие”, сейчас мы смотрим, нужно ли передавать функционал по аварийно-спасательной готовности от Морской спасательной службы Росморречфлота». По мнению Виктора Олерского, вопрос скорее не в передаче активов, а в тесной и оперативной координации имеющихся средств: это исключительно транспортная функция, за нее отвечает Минтранс.
Оператор СМП может получить значительные средства. В августе Белый дом вписал в арктическую госпрограмму на СМП в 2018–2025 годах 35,4 млрд руб. Финансирования требуют и сверхмощные ледоколы «Лидер» (головное судно оценено не менее чем в 70 млрд руб., всего до трех ледоколов). Но, как писал “Ъ” 20 октября, вопрос о «Лидерах» не решен. По словам источников “Ъ” в отрасли, поиск частного инвестора успехом пока не увенчался, и в правительстве рассматривают вариант, при котором «Росатом» вложит средства в «Лидер», а Белый дом изыщет дополнительное госфинансирование. В Минэкономики подтвердили “Ъ”, что сроки и финансирование проекта пока не определены. Алексей Лихачев сообщил, что по «Лидеру» «Росатом» «ждет правительственных решений в ближайшие месяцы», и напомнил, что ледокол нужен для круглогодичной навигации по восточной части СМП, там нужен грузопоток в 40–65 млн тонн в год. Он добавил, что строительство «Лидера» может идти по схеме ВОО (build-own-operate) в альянсе с крупными добывающими компаниями.
Как писал “Ъ”, такой объем могут обеспечить СПГ-проекты НОВАТЭКа на Ямале и Гыдане, но, по данным “Ъ”, пока нет точных данных от компании о будущих грузах (кроме «Ямал СПГ»). В НОВАТЭКе от комментариев отказались. Собеседник “Ъ”, близкий к компании, говорит, что «от НОВАТЭКа гарантий грузопотока по СМП никто не просил». Он отмечает, что грузовая база «Ямал СПГ» — 18 млн тонн в год с 2019 года, это отражено в плане СПГ-проектов на Ямале и Гыдане, утвержденном правительством. А инвестрешение по новому проекту «Арктик СПГ» планируется принять в середине 2018 года, и до этого невозможно дать точные сроки по грузовой базе. Источник “Ъ” замечает, что строительство «Лидеров» в компетенции правительства, и НОВАТЭК не может оценить их экономическую целесообразность для проводки своих грузов, пока не узнает ставки тарифа.
По мнению главы «Infoline-Аналитики» Михаила Бурмистрова, создание агентства позитивно для централизации управления СМП, но требует сложной настройки управления из-за двойного подчинения. Передача агентству и «Администрации СМП», и «Атомфлота» видится экономически неэффективной и замедлит развитие инфраструктуры и привлечение грузопотоков, а «арктический дивизион» эксперту представляется структурно более простым, с меньшими затратами времени и денег.
Почему перспективы новых проектов для освоения Арктики остаются под вопросом
Для реализации идеи Северного морского пути потребуется новый флот как транспортных судов, так и мощных атомных ледоколов. Но перспективы их строительства остаются туманными. Частные инвесторы крупных ледокольных проектов сторонятся, в бюджете на них денег пока не предусмотрено. Более того, до сих пор неясно, а нужны ли эти проекты на обозримом этапе развития российской Арктики.