Ни байта назад
Владимир Путин обсудил с ответственными лицами кибербезопасность
Президент Владимир Путин в четверг провел в Кремле расширенное заседание Совбеза, главной темой которого стала информационная безопасность. О том, как Россия готовится к отражению кибератак, что нужно сделать для защиты от киберугроз и чем чревато попустительство при обеспечении информационной безопасности для руководителей госструктур,— специальный корреспондент “Ъ” Иван Сафронов.
Перед заседанием Совбеза Владимир Путин представил офицеров, назначенных на высшие командные должности. Среди них были не только представители Минобороны или спецслужб, но и генерал юстиции Ольга Кириллова, на чьих хрупких (по сравнению с теми, кто стоял с ней рядом) плечах лежат все вопросы миграции, относящиеся к ведению МВД. Президент особо поблагодарил тех, кто сейчас воюет в Сирии (господин Путин подчеркнул, что от террористов освобождено более 90% сирийской территории), тех, кто борется с террористами в России (сотрудники ФСБ предотвратили 43 теракта, задержав около 800 боевиков и ликвидировав 66 экстремистских ячеек), а также контрразведчиков (за первое полугодие были обнаружены 30 иностранных шпионов). Не забыл Владимир Путин похвалить Росгвардию, МЧС, СКР, Генпрокуратуру…
Слышать это было приятно не только награжденным, но и их начальникам, стоявшим по левую руку от президента. Ради такого случая все, кому положена военная форма, облачились в ее парадный вариант, поэтому особенно торжественно смотрелись министр обороны Сергей Шойгу, глава МВД Владимир Колокольцев и директор ФСБ Александр Бортников. Они были рады за своих подчиненных, а подчиненные, в свою очередь,— за своих начальников. Однако вслед за праздником следовали серьезные будни — в виде заседания Совбеза (СБ). Заявленная тема — информационная безопасность — затрагивала всех и каждого.
Наверное, поэтому заседание и проводилось в расширенном составе. Помимо постоянных членов Совбеза в зале присутствовали, в частности, вице-премьер Дмитрий Рогозин, министр юстиции Александр Коновалов, мэр Москвы Сергей Собянин, губернатор Санкт-Петербурга Георгий Полтавченко, полпреды президента Олег Белавенцев (СКФО) и Сергей Меняйло (СФО). Для большинства участников это мероприятие не было особенным. Поэтому генералы Шойгу, Бортников и Колокольцев, входящие в Совбез постоянно, в коротком перерыве между мероприятиями, не покидая Кремля, успели сменить парадную форму на гражданскую. В военной форме остались лишь двое — начальник Генштаба Валерий Герасимов и глава Росгвардии Виктор Золотов.
Открывая заседание, Владимир Путин напомнил, что три года назад на таком же заседании СБ определялись задачи, которые нужно решить для обеспечения надежной работы информационной инфраструктуры в госорганах.
Отметив достижения спецслужб, президент подчеркнул, что уровень угроз в информационном пространстве не только не уменьшается, а постоянно повышается; число рисков не снижается, а только увеличивается; негативные последствия кибератак не локальны, а глобальны и масштабны.
«В результате распространения вируса WannaCry в мае-июне пострадали информационные ресурсы в 150 странах мира, в том числе и в России,— с сожалением сказал Владимир Путин.— Внешнее вторжение в электронные системы в сфере обороны и госуправления, утечка электронных документов могут обернуться самыми тяжелыми последствиями».
И понятно, судя по словам господина Путина, откуда ждать угрозы. «Ряд стран уже фактически поставили информационные технологии на военную службу: формируют свои кибервойска, используют информационное поле для ослабления конкурентов, продвижения своих экономических и политических интересов, решения геополитических задач,— безжалостно перечислял президент.— Мы должны четко прогнозировать потенциальные угрозы и риски. И главное — наметить дополнительные меры, которые позволят нам не просто своевременно выявлять угрозы, а активно реагировать на них».
Сконцентрировать усилия предлагается на нескольких направлениях: совершенствование системы обнаружения, предупреждения и ликвидации последствий компьютерных атак на информационные ресурсы; повышение защищенности информационных систем и сетей связи госорганов; снижение рисков, связанное с объективной необходимостью использовать иностранные программы и телекоммуникационное оборудование; содействие созданию системы международной информационной безопасности; повышение безопасности и устойчивости работы инфраструктуры российского сегмента интернета. По последнему пункту Владимир Путин пояснил, что речь идет не «об ограничении доступа законопослушных граждан к ресурсам глобальной сети, о каких-то тотальных барьерах и фильтрах», а о борьбе с теми, «кто использует информационное пространство для пропаганды радикальных идей, оправдания терроризма, экстремизма». Президент призвал решительно пресекать «попытки размещения материалов, угрожающих безопасности нашего государства, общества в целом и отдельных граждан».
После вступления заседание продолжилось в традиционном для Совбеза закрытом формате. По итогам секретарь СБ Николай Патрушев рассказал, что на заседании не обсуждалось (например, криптовалюты или телефонный терроризм), а после повторил тезисы вступления президента о том, что при обеспечении информационной безопасности государства «свободы и права (граждан РФ.— “Ъ”) будут соблюдены». Стоявший рядом с ним вице-премьер Дмитрий Рогозин признался, что тема кибервмешательства в президентские выборы 2018 года не поднималась. А позже, отвечая на вопрос “Ъ”, сообщил, что обсуждался вопрос «о поэтапном переходе оборонного и гражданского сектора на производство собственного коммуникационного оборудования и программного обеспечения»: насыщать рынок, по его оценке, российская промышленность начнет к 2022–2023 году, а следить за этим будет правительственная комиссия по импортозамещению.
Однако, по данным “Ъ”, был у совещания и другой, но не менее важный итог: после того как пресса покинула зал, Владимир Путин напомнил всем оставшимся, что они несут персональную ответственность за обеспечение информационной безопасности вверенных им ведомств и даже целых отраслей.
То есть, по сути, отвечают головой.