Роскошь снова в моде
Рынок товаров и услуг класса люкс вернулся к росту
Мировой финансовый кризис и девальвация юаня остались далеко в прошлом, и состоятельные люди вновь готовы тратиться на роскошь. Международная консалтинговая компания Bain & Company отмечает несколько трендов нынешнего года: например, на рынок товаров и услуг класса люкс пришли представители поколения Z, а продажи все чаще осуществляются онлайн.
Рынок роскоши — включая как товары, так и услуги — по итогам 2017 года вырастет на 5%, и его объем составит €1,16 трлн, прогнозирует в своем 16-м ежегодном докладе консалтинговая компания Bain & Company. Самым крупным сегментом по-прежнему остаются автомобили люксовых марок, продажи которых выросли на 6%, до €489 млрд. На 6% увеличилась и общая сумма (€119 млрд) покупок дорогих вин и продуктов.
Самую впечатляющую динамику продемонстрировали круизы — в нынешнем году состоятельные граждане потратили на морские путешествия в общей сложности около €2 млрд, что на 14% больше по сравнению с 2016 годом. Единственным сегментом с отрицательной динамикой продаж по итогам текущего года стали яхты и частные самолеты.
После не слишком удачного прошлого года вернулся к положительной динамике и рынок персональных товаров роскоши. Если по итогам 2016 года его объем сократился до €250 млрд (–€1 млрд), то в 2017 году продажи в этом сегменте выросли сразу на 5% и достигли рекордно высокой отметки в €262 млрд.
«В первой половине года мы зафиксировали заметный рост на рынке персональных товаров роскоши, и эта тенденция продолжилась и в последующие месяцы, благодаря чему этот сегмент вернул себе былые позиции»,— прокомментировала рекордные итоги рынка Клаудиа Дарпицио, ведущий автор исследования.
По ее словам, показатель роста на этом рынке более значимый, чем у других сегментов. «Этому способствовали увеличение объемов продаж, а не цен товаров и услуг, а также возвращения рынка к балансу между покупками, совершаемыми туристами и местными гражданами», — подчеркнула госпожа Дарпицио.
Самую значимую роль в выздоровлении рынка личных товаров класса люкс сыграла активность китайских граждан, которые стали вновь интересоваться предметами роскоши как в самом Китае, так и за рубежом. На их долю сейчас приходится 32% всех покупок личных товаров роскоши.
Что касается географии продаж, то ключевым рынком сбыта товаров роскоши по-прежнему остается Европа. На нее приходится 33% от общемировых продаж (€87 млрд, +6% по сравнению с прошлым годом).
«Потоки туристов продолжают поддерживать рынки Великобритании, Испании и Франции, растет и местное потребление, особенно в Германии»,— отмечается в докладе.
Сразу вслед за европейскими странами расположились Северная и Южная Америка, чей совокупный объем составил 84 млрд. Самую стремительную динамику демонстрирует китайский рынок, увеличившийся сразу на 15%. Теперь его объем составляет €20 млрд, и он совсем немного отстает от Японии.
Специалисты Bain & Co. выделяют два тренда, касающиеся самой природы рынка роскоши.
Первый — это то, как меняется способ продажи товаров и услуг. Компании все больше внимания уделяют онлайну — продажи в интернете выросли в этом году на 24%. Основным рынком онлайн-продаж по-прежнему остается США (€23 млрд), на долю которых приходится почти половина общемировых продаж в интернете. При этом бренды наконец начали создавать собственные сайты, на долю которых теперь приходится 31% продаж. Согласно же прогнозу Bain, к 2025 году четверть персональных предметов роскоши будет продаваться онлайн.
Второй — это появление среди покупателей представителей поколения Z (родившихся в конце 1990-х—нулевых годах). Их доля на общем фоне пока едва заметна (пока это 2% от общего числа покупателей), но уже сейчас видны их отличия в предпочтениях от поколения миллениалов. При этом рост рынка персональных товаров роскоши почти на 85% был обеспечен именно поколениями Y и Z.
В будущем, полагают авторы исследования, рынок товаров и услуг класса люкс продолжит расти в ближайшие три года по 4–5%, а рынок персональных предметов роскоши к 2020 году достигнет примерно €300 млрд.
Рынок класса премиум перестраивается для ускорения
В феврале компания Tiffany неожиданно для многих объявила об отставке своего генерального директора Фредерика Куменаля. Это уже вторая отставка на рынке товаров класса премиум за последние дни — ранее было объявлено об отставке генерального директора Ralph Lauren Стефана Ларссона.