«Гораздо более интенсивное противостояние неизбежно»
Максим Юсин в эфире «Ъ FM» — о кризисе в Испании
Каталонский кризис достиг высшей точки кипения, Мадрид и Барселона перешли к решительным действиям. Каталонский парламент спустя почти месяц после референдума одобрил декларацию о независимости и провозгласил Каталонскую республику. А Сенат в Испании, в свою очередь, проголосовал за введение в действие статьи 155 конституции, которая разрешает прямое управление в автономии. Ведущий «Коммерсантъ FM» Петр Косенко обсудил с международным обозревателем ИД «Коммерсантъ» Максимом Юсиным то, как могут развиваться события.
— Можно ли говорить о том, что Испании грозит гражданская война?
— Давайте не будем нагнетать обстановку. Гражданская война по аналогии с кризисом в России в прошлом веке или в самой Испании в 1930-е годы стране не грозит. Но гораздо более интенсивное противостояние точно будет, оно неизбежно, потому что диалога не получилось — и Мадрид, и Барселона на уступки не пошли, выбрав путь жесткой конфронтации.
— Но складывается впечатление, что ни в Мадриде, ни в Барселоне не понимают, какими могут быть дальнейшие действия противоположной стороны. Независимость провозглашена, а Сенат Испании заявляет о том, что предпримет все шаги для того, чтобы восстановить конституционный порядок. Мы помним, чем в России это заканчивалось в 1994 году.
— Это как раз случай фактически гражданской войны, противостояния, то есть чеченский вариант. Но ведь было и восстановление конституционного порядка в Татарстане, например.
— Вопрос татарского языка, изучения и сейчас стоит на повестке дня. Но это отдельный разговор.
— Да, но потом как-то это все решится. Но о каком-то суверенитете, отделении Татарстана мы забыли, в частности, потому что были предоставлены те экономические права, на которых настаивали местные власти. А вот пойдет ли на это в Испании Мариано Рахой — самый большой вопрос. И я думаю, конечно же, испанцы его премьер-министру зададут.
— Но ведь в стране полтора десятка лет назад ставился вопрос об отношениях Барселоны и Мадрида в части распределения экономических, налоговых, финансовых полномочий, но он так и не был решен. Все последние действия правительства Каталонии сейчас как раз обусловлены именно тем, что не удалось договориться с центральными властями.
— Да, это ключевой момент. Ситуация вдвойне абсурдна, если мы вспомним, что Мадрид со Страной басков почему-то договорился, и почему-то налоги, собранные в регионе, в нем и остаются. Небо на землю после этого не упало, и испанское единство не нарушилось. Что касается Каталонии, то несколько лет назад Мариано Рахой пошел на попятную, уничтожив те соглашения, которые уже были достигнуты с автономией, и спровоцировал этот кризис. Да и сейчас в ходе этой острой фазы кризиса он ведет себя очень упорно, абсолютно не думая о последствиях. Думаю, что львиная доля ответственности за то, что сейчас происходит, лежит на Рахое. Но и Карлес Пучдемон, каталонское руководство отвечают за то, как развивается ситуация, конечно. Однако именно испанские власти меня неприятно удивили, изумили, не проявив даже малейшей гибкости. Я думаю, что изумили и многих в Евросоюзе, просто те пока по понятным причинам об этом вслух не говорят, но скажут.