Бюджет повышенной прочности
Госдума приняла в первом чтении проект госказны на 2018–2020 годы
Госдума одобрила в пятницу в первом чтении проект закона о федеральном бюджете на 2018–2020 годы. Его заявленные цели — стимулирование экономического роста и восстановление доходов населения, обедневшего в кризис 2015–2016 годов. По факту, впрочем, главным результатом усилий разработчиков бюджета-2018 стала его консолидация. На фоне заморозки налогов и отсутствия надежд на заметный рост доходов правительство пошло на сокращение большинства расходных статей — это и позволило получить на бумаге «красивый» показатель дефицита всего в 1,3% ВВП, а главе Минфина Антону Силуанову — говорить о высокой надежности бюджетной конструкции.
Бюджет на очередную трехлетку министр финансов Антон Силуанов представил Госдуме в качестве посткризисного. Две главные, по его словам, задачи финплана страны: стимулировать рост экономики, наметившийся после четырехпроцентного спада 2015–2016 годов, и восстановить реальные доходы населения, только в прошлом году сжавшиеся на 5,9%.
Стимулировать экономику Минфин надеется вовсе не ростом госрасходов (к чему ведомство со многих сторон традиционно призывают), а напротив — бюджетной консолидацией. По логике ведомства, сокращение эмиссионного, по сути, дефицита бюджета будет работать на снижение инфляции и ставок по кредитам, что и создаст условия для частных инвестиций. Еще один, вызывающий меньше вопросов, инструмент — инвестиционная льгота по налогу на прибыль. Его, напомним, центр вскоре намерен вручить регионам, которые получают основную часть налога на прибыль организаций. Поднимать упавшие реальные доходы граждан Белый дом намерен заложенным в бюджет повышением МРОТ с 1 января 2018 года до 85% от прожиточного минимума (в 2019 году — до 100%), а также индексацией зарплат бюджетников и денежного довольствия военнослужащих.
Предмет особой гордости Минфина, судя по словам Антона Силуанова,— «надежность бюджетной конструкции». Расходы казны сокращаются не только в реальном (с 18,1% в 2017-м до 17% ВВП в 2018 году), но и в номинальном выражении — с 16,728 трлн до 16,529 трлн руб. (под сокращение, в частности, попадают крупнейшие разделы «Социальная политика» и «Национальная экономика»). Реальные доходы сокращаются при этом менее значительно — с 16% до 15,7% ВВП, номинально они подрастают с 14,720 трлн до 15,258 трлн руб. Такое неравномерное урезание расходной и доходной частей позволит сократить ключевой параметр госказны — размер дефицита, с 2,2% ВВП в 2017 году до 1,3% в 2018-м (1,271 трлн руб.).
Далее этот показатель должен снизиться до 0,8% в 2019 и 2020 годах. Федеральный бюджет станет, таким образом, фактически сбалансированным.
С минфиновской точки зрения (которую его оппоненты часто называют бухгалтерской) такую конструкцию действительно можно назвать надежной. В отличие от прежних лет, когда настойчивым оппонентом ведомства выступало отвечающее за макропрогноз «прежнее» Минэкономики, сейчас бюджет сверстан из весьма консервативного прогноза цены нефти в $43,8 за баррель (фактическая средняя цена Urals за девять месяцев этого года — $50,6). «Мы не должны постоянно угадывать, какая будет цена на нефть и какие внешние ограничения будут вводиться в отношении России»,— обосновывал необходимость консервативного подхода к бюджетным доходам Антон Силуанов.
Отметим, что закрытие бюджетной дыры стремительно тающими нефтегазовыми накоплениями прежних лет тезис о надежности бюджетной конструкции несколько размывает — в 2018 году дефицит большей частью (на 1,1 трлн руб.) опять будет финансироваться из суверенных фондов — из ФНБ, в который вольется почти полностью потраченный, а некогда «вмещавший» почти 6 трлн руб. Резервный фонд. Впрочем, пообещал Госдуме Антон Силуанов, 2018 год станет последним годом, когда дефицит финансируется из накоплений фондов. Далее обещан возврат к классической модели — основным способом закрытия дефицита станут внутренние займы (0,8 трлн руб. в 2019 году). На второй традиционный источник — приватизацию — власти, похоже, уже не рассчитывают, план на 2019 год — всего 12 млрд руб. В условиях санкций и отсутствия острой потребности в деньгах «большая распродажа» госсобственности (ранее, напомним, планировалось реализовать пакеты акций ВТБ и «Совкомфлота»), по всей видимости, признана нецелесообразной.
В этом году лишь две из трех системно оппозиционных фракций Госдумы — КПРФ и Справедливая Россия — не поддержали правительственный бюджетный проект. «Из 14 разделов расходы по 13 сокращаются»,— обосновал отказ лидер КПРФ Геннадий Зюганов. Зампреда комитета по бюджету от «Справедливой России» Александра Ремезкова также обеспокоили низкие расходы. «Особенно пострадала социалка, при этом госкорпорации и госкомпании снова накачиваются деньгами»,— заявил депутат. Ранее критиковавшая бюджетные наработки правительства фракция ЛДПР принятие проекта в первом чтении поддержала, объяснив это выборами президента РФ в 2018 году. «Мы верим в победу нашего кандидата, ему будет легче работать с принятым бюджетом»,— сказал представитель фракции Владимир Сысоев.
В итоге за бюджет проголосовали 350 парламентариев, против — 61, воздержавшихся не было. Второе чтение законопроекта запланировано на 17 ноября.