Каталонию отделили от автономии
Правительство Испании установило контроль над провозгласившим независимость регионом
Власти Испании в пятницу пошли на беспрецедентный шаг, призванный остановить движение Каталонии к независимости: Сенат страны одобрил применение статьи 155 конституции, разрешающей введение в автономном сообществе прямого управления из Мадрида. Каталонский парламент попытался сыграть на опережение, приняв за несколько часов до голосования в испанской столице резолюцию об отделении от остальной части страны. Как заверили “Ъ” каталонские политики, в пятницу регион стал независимой республикой. Однако де-факто речь шла об очередном символическом жесте, едва ли не единственным последствием которого может стать судебное разбирательство в отношении авторов инициативы.
«Самая большая насмешка над демократией»
Противостояние между Мадридом и Барселоной проявилось максимально наглядно: каталонский вопрос параллельно обсуждали в Сенате Испании и парламенте Каталонии. Атмосфера в залах заседаний была прямо противоположной.
В Сенате тон дискуссиям задал председатель правительства Испании Мариано Рахой. В пятницу утром в своей речи он назвал сложившуюся в Каталонии ситуацию «исключительной» и объяснил: такой беспрецедентный шаг в истории Испании, как применение статьи 155 конституции, не направлен против Каталонии, а нужен, чтобы «избежать злоупотреблений» со стороны ее руководства. Политик также подчеркнул, что каталонское правительство «не только нарушило закон, но и проигнорировало решения Конституционного суда». Действия сепаратистов он назвал «самой большой насмешкой над демократией».
Напомним, согласно статье 155 конституции страны, правительство Испании с согласия Сената вправе перевести органы региональной администрации в центральное подчинение — такое возможно, если «автономное сообщество не выполняет обязательства, которые налагает конституция и другие законы, или его действия представляют серьезную угрозу общим интересам Испании».
В правительстве Мариано Рахоя уверены, что прибегли к самому действенному способу помешать распаду страны. Согласно с этим и подавляющее большинство сенаторов. Голоса сторонников каталонской независимости на заседании были практически не слышны.
Так, сенатор от партии «Левые республиканцы Каталонии» Жоаким Аятс пытался доказать, что применением 155-й статьи правительство может «утопить испанскую экономику» — а это «может рассердить» канцлера ФРГ Ангелу Меркель и весь ЕС в ее лице. Его коллега Жозеп Льюис Клерьес (партия «Демократическая конвергенция Каталонии») утверждал: каталонская экономика в последнее время росла гораздо более высокими темпами, чем испанская, и росла бы дальше — если бы не вредительство со стороны Мадрида.
Но подавляющее большинство сенаторов к этим тезисам не прислушалось: за использование статьи 155 — впервые в истории Испании — проголосовали 214 членов верхней палаты парламента из 262, присутствовавших в зале. Таким образом, члены каталонского правительства были освобождены от своих должностей, а руководство автономией до новых выборов (поздно вечером их назначили на 21 декабря) перешло к центральному правительству Испании. По крайней мере, такой версии событий придерживаются в Мадриде.
«С этого момента Каталония — независимая республика»
В Каталонии тем временем расклад сил был принципиально иным — в явном меньшинстве находились сторонники единства Испании. «Сегодня в Каталонии грустный, драматичный день. По сформировавшейся в 1978 году (когда была принята конституция.— “Ъ”) демократии наносится удар»,— взывал к коллегам с трибуны каталонского парламента депутат от партии Ciudadanos («Граждане») Карлос Карризоса. Те, впрочем, слушали выступление не слишком внимательно, погрузившись в свои телефоны. Лидер Ciudadanos Инес Арримадас была еще более эмоциональной: она говорила об «атаке на фундаментальные ценности Евросоюза» и «оскорблении, нанесенном жертвам франкизма, а также дедам и отцам, боровшимся за демократию». «Антикаталонцы и фашисты — так нас здесь зовут уже на протяжении долгого времени»,— возмущалась госпожа Арримадас.
Около 20 человек после ее выступления встали и долго аплодировали. Они же покинули зал заседаний, после того как было решено голосовать по резолюции о начале в Каталонии конституционного процесса, который должен закончиться «написанием и принятием конституции республики». «Мы создаем Каталонскую Республику как независимое и суверенное, правовое, демократическое и социальное государство»,— отмечалось в документе.
Как заявил член Народной партии, депутат каталонского парламента Хавьер Гарсиа Альбиоль, решение бойкотировать голосование было принято, «чтобы не участвовать в государственном перевороте».
Пока выступающие против независимости депутаты покидали зал, слышались крики «Мошенники!», «Да здравствует Каталония!», а в ответ им — «Да здравствует Испания!».
Представители Народной партии оставили на своих местах флаги Испании.
Голосование в итоге проходило анонимно — чтобы защитить его участников от судебного преследования. Когда свой бюллетень в урну опустил председатель правительства Карлес Пучдемон, зал разразился аплодисментами. Во время подсчета голосов слово «да» слышалось чаще всего — сразу было ясно, что сторонники независимости одерживают победу. В итоге было объявлено: 70 голосов было подано за отделение от Мадрида, десять — против и еще два человека опустили в урну пустые бюллетени. После завершения подсчета голосов зал разразился аплодисментами, затем депутаты спели гимн Каталонии. Улицы Барселоны и других каталонских городов тем временем заполнили сторонники независимости с желто-красными флагами, были слышны взрывы хлопушек и петард. Каталонцы обнимались и поздравляли друг друга. С фасадов мэрий ряда городов региона моментально были сняты флаги Испании.
«Каталония решила провозгласить себя республикой. Лучший способ защитить граждан от тех, кто выступает против нас,— это создать собственное государство. Этот путь Каталония сегодня начала»,— заявил “Ъ” лидер «Левых республиканцев Каталонии» в муниципалитете Барселоны Алфред Боск. То, что правила игры изменились, дал понять и секретарь по международным отношениям партии «Каталонская солидарность за независимость» Жозе Энрике Фолк. Он заявил “Ъ”, что правящая коалиция не планирует реагировать на применение правительством Мариано Рахоя 155-й статьи конституции Испании. «Законы Мадрида не должны иметь значение для Каталонии, так как теперь это другая страна»,— пояснил политик.
Виртуальная независимость
Однако такую точку зрения в Каталонии разделяют далеко не все. «Это символический односторонний жест, который не будет иметь никакого легитимного или легального значения,— заявил “Ъ” вице-президент общественной организации “Каталонское гражданское общество” Алекс Рамос.— Получив мандат от каталонцев, депутаты отнеслись к нему очень безответственно. И мы ждем, что в скорейшем времени государство примет меры и восстановит законность в Каталонии». Собеседник “Ъ” отметил, что «явка на референдуме за независимость 1 октября была ниже 45%, а депутаты, принявшие резолюцию, представляли не все общество, а только социальное меньшинство».
Декларация о независимости принципиально не повлияет на отношения между Каталонией и Мадридом, считает научный сотрудник Центра испанских и португальских исследований Института всеобщей истории РАН Георгий Филатов. «Мадрид не будет просто так смотреть на то, что происходит в Каталонии. Но для него голосование в Барселоне с формальной точки зрения не имеет значения»,— заявил эксперт “Ъ”. По его словам, «до этого момента в большей степени сохранялась возможность для компромисса — все могли остаться на своих местах, провозгласить новые выборы и посмотреть, что произойдет». «А теперь микроскопическое поле для маневров стало еще меньше»,— резюмировал господин Филатов.
Что же касается реальных последствий провозглашения независимости, то их — во всяком случае, пока — немного. Так, для международного сообщества де-факто ничего не изменилось. Как заверил председатель Европейского совета Дональд Туск, Испания остается единственным собеседником Брюсселя, то есть о Каталонии как о самостоятельном субъекте права речи не идет. В Госдепартаменте США также назвали Каталонию «неотъемлемой частью Испании», выразив поддержку «конституционным мерам испанского правительства по сохранению Испании как единого и сильного государства». Генсек ООН Антониу Гутерриш призвал искать решение кризиса в рамках испанской конституции.
Пока едва ли не единственным изменением вследствие решения регионального парламента стало появление в разных языковых версиях «Википедии» страницы о Каталонской Республике — «самопровозглашенном государстве в юго-западной Европе». Вторым же последствием, как ожидается, станет иск к членам руководящего бюро парламента и правительства Каталонии: Конституционный суд Испании уже приступил к анализу декларации о независимости.