«Нелегко в России заниматься тем, что интересно»
Алиса Хазанова — в интервью «Ъ FM»
В Инженерном корпусе Третьяковской галереи 28 октября состоится премьера режиссерского кинодебюта Алисы Хазановой. Фильм «Осколки» был снят продюсером Ильей Стюартом на английском языке и показан на Московском кинофестивале, а 2 ноября «Осколки» выходят в прокат.
— В субботу состоится премьера вашего фильма, которая довольно необычно пройдет, а в четверг, 2 ноября, он выходит в прокат.
— Отношение к фильму как к объекту искусства мне очень близко, и я рада тому, что показ будет в Инженерном корпусе Третьяковской галереи. Мы еще придумали и вводную инсталляцию, потому что мне хотелось чуть-чуть вовлечь людей во вселенную фильма до того, как они попадут в кинозал.
— Скажу, не раскрывая всех секретов, что уже в сценарии фильма «Осколки» есть загадка, перевертыш, такой фокус, и сценарий сам по себе уже интересный.
— Мне очень приятно слышать такие слова по поводу нашего сценария, который я написала на английском языке в соавторстве с американцем Майклом Куписком. Было важно, что эта идея родилась у нас в совместном творческом поиске. Фильм изначально планировали снимать в Америке. На это согласился и продакшн, но было много сложностей, связанных с документами. Кроме того, меня все время пугали, что если мы что-то сделаем не так, то я больше никогда не смогу въехать в США. Какое-то время мы с этим со всем провели, потом я уехала и сказала: «Слушайте, я так не могу, я даже кино так не смогу снять, потому что это одни нервы». Но в какой-то момент я встретила Рому Волобуева, который рассказал, что он сделал кино с Ильей Стюартом, и предложил нас познакомить.
— Илья Стюарт — продюсер, с именем которого сейчас связаны многие интересные проекты, среди которых, к сожалению, незаконченный фильм «Лето» Кирилла Серебренникова.
— Будем надеяться, что он будет закончен.
— Кроме того, Илья Стюарт был продюсером фильма Серебренникова «Ученик». Вот сейчас — «Осколки». Какие у вас остались впечатления от совместной работы с ним?
— Тут сошлись некие компоненты: у Ильи и компании Hype Production был вектор на то, чтобы делать небольшие авторские фильмы. Мы все были согласны на то, что это будет картина с маленьким бюджетом, но это нам даст возможность свободы творчества. Кроме того, никто не боялся снимать это кино, например, в Нью-Йорке. Вот эта вот смелость и наглость молодежи пошли в данном случае моему фильму на пользу.
— Вы прошли такой трудный путь, и ваш проект уже дошел до премьеры. По какому пути нужно идти, когда у вас в руках оказалась интересная идея, и вы хотите ее реализовать?
— Основное — это найти команду единомышленников. Я бы хотела заниматься просто тем, что мне интересно, и надеяться на то, что это будет интересно кому-то еще.
— А насколько легко заниматься сейчас в России тем, что интересно?
— Нелегко, но никто же этого и не обещал. Жизнь вообще сложная штука. И в ней бывают, наверное, разные периоды. Нам сейчас выпал вот такой, у нас вообще много странного сейчас происходит в стране и в культурном поле.
— Такой странный парадокс: иногда случаются совсем неприятные какие-то события, например, история с Кириллом Серебренниковым и с «Седьмой студией» или ситуация вокруг фильма Алексея Учителя, и вместе с тем, много интересного происходит. Это какая-то, по-моему, ответная реакция.
— Сейчас вообще, мне кажется, есть дикая перенасыщенность информацией у людей. Человеческий мозг пока все-таки не адаптировался к этому, и вот такое состояние тревоги и агрессии, которое в воздухе чувствуется, иногда и этим обусловлено, потому что просто очень много раздражителей. А что касается ситуации с Кириллом и с «Седьмой студией», то она еще показывает очень большую проблему, которая существует с отношением к достоинству человека, — непонятно, по какой причине людей, которые не совершили никаких тяжких преступлений и не обвиняются в убийстве, нужно сажать в клетку в наручниках, водить в суд и устраивать из этого какое-то показательное выступление.
— Все равно мы существуем в этом контексте, и, говоря о любой премьере, невозможно не говорить об этой ситуации, потому что она есть, и она как будто висит над всеми.
— Конечно. Был период, когда можно было отстраниться и сказать: так, я вот никакого отношения не имею ни к чему и просто занимаюсь своим делом, и все. До какого-то момента это работало.
Сейчас уже эта концепция перестает работать, и чем дальше, тем стремительнее.