Российские вузы поделили на три части
В Екатеринбурге озвучили итоги заседания совета программы «5-100»
В субботу в Екатеринбурге состоялось заседание совета программы повышения конкурентоспособности российских вузов «5-100». Совет разделил вузы на три группы, от которых будет зависеть их дальнейшее финансирование. Члены совета радикальных изменений ситуации не отмечают и предполагают «второй раунд» программы после 2020 года. Участники встречи продолжение программы приветствовали и предлагали привлечь к ней больше университетов.
В субботу в члены совета программы по повышению конкурентоспособности российских вузов «5-100» собрались в Уральском федеральном университете Екатеринбурга, чтобы сообщить представителям 117 вузов страны итоги рейтинга.
Программа «5–100» была запущена Минобрнауки в 2013 году в рамках реализации указа президента РФ Владимира Путина, согласно которому не менее пяти российских вузов к 2020 году должны войти в топ-100 ведущих мировых рейтингов. По итогам конкурсного отбора к программе присоединился 21 университет. Помимо членов совета участниками панельной дискуссии стали глава Свердловской области Владимир Куйвашев, ректор УрФУ Виктор Кокшаров и председатель наблюдательного совета УрФУ, председатель совета директоров ТМК и группы «Синара» Дмитрий Пумпянский.
Открывая встречу, вице-премьер Ольга Голодец отметила, что сейчас в предметных рейтингах в топ-100 входит 11 вузов РФ, однако усиление конкуренции на мировом рынке — задача, которая «касается любого учебного заведения, не зависимо от того, входит он в эту программу или нет». Она пояснила, что все вузы, участвующие в программе, выделены в три группы. «Первая группа — абсолютные лидеры. Они нас порадовали даже в неожиданных областях, на которые мы не делали ставки, например, социология и политология. Это костяк нашей программы, на который мы будем ориентироваться и в дальнейшем»,— отметила она. От попадания университета в ту или иную группу будет зависеть и коэффициент его финансирования. «Для первой группы это коэффициент 6 (примерно 780 млн руб. в год), для второй — 3,5 (480 млн руб.), для третьей — 1 (100 млн руб.)»,— рассказала госпожа Голодец. Всего, по ее словам, на программу планируется тратить по 10 млрд руб. ежегодно.
Итоги заседания совета «с пылу с жару» привел заместитель председателя, научный руководитель Московской школы управления «Сколково» Андрей Волков. Лидерами рейтинга стали ВШЭ, МИФИ, МФТИ, ИТМО, Новосибирский государственный университет, Томский государственный университет и МИСиС. Уральский федеральный университет попал лишь во вторую группу, однако совет отметил «огромный прогресс и потенциал» вуза. По мнению господина Волкова, радикальных изменений в рейтинге не произошло. «Давно определилась группа лидеров, и они не собираются никому уступать свое место. Вторая группа всегда не согласна со своим местом и хочет оказаться в первой. В третьей группе, в основном, оказались вузы, которые вошли в программу позже, но часть из них еще по итогам заседания совета в марте переместилась во вторую»,— подытожил он, добавив, что рассчитывает на «второй раунд» проекта за пределами 2020 года.
Председатель наблюдательного совета УрФУ, председатель совета директоров ТМК и группы «Синара» Дмитрий Пумпянский поддержал идею продолжения программы и привлечение к ней большего числа вузов. Он отметил, что участие УрФУ в проекте «5-100» «зародило в университете новую жизнь». Однако, по его словам, процесс интеграции двух вузов (Объединение УГТУ-УПИ и УрГУ в УрФУ завершилось в 2011 году — “Ъ-Урал”) и параллельное участие в программе — «большая головоломка» для университета. По словам господина Пумпянского, эффект состязательности, навеянный рейтингом, проникает и внутрь университета. «Внутри вуза распределение денег, выделяемых по программе, мы делаем по тем же принципам. У нас свой "международный совет", мы сами устраиваем соревнования между нашими институтами. Это большой положительный эффект»,— пояснил он.
Завершая встречу, госпожа Голодец выразила благодарность всем присутствовавшим и поздравила участников программы. «Все все могут. Мы имеем гораздо больше преимуществ в своем образовании, чем предполагаем. Нужно быть уверенными, очень профессиональными с точки зрения своих преимуществ и в высшей степени компетентными по поводу того, каким образом двигаться дальше»,— подытожила она.
Анна Лапина