«Матильда» выступила без аншлага
Фильм не сделал кассу в первый уикенд проката
Скандальный фильм «Матильда» в первый уикенд проката собрал вдвое меньше прогноза — всего около 200 млн руб. Режиссер Алексей Учитель объясняет это отсутствием рекламной кампании, из-за которого многие зрители могли быть не в курсе, что картина уже идет в кинотеатрах. Больше прогноза, обогнав «Матильду», собрал другой стартовавший одновременно отечественный фильм — «Последний богатырь»,— около 400 млн руб.
Сборы «Матильды» в первые четыре дня проката составили 184 млн руб., следует из данных ЕАИС на 20:00 воскресенья. «Матильда» заняла лишь второе место за выходные, а лидером стала сказка «Последний богатырь» — второй полнометражный фильм Disney в России, снятый в партнерстве со студией Yellow, Black & White, собравший 388 млн руб., или 47,2% всей кассы за уикенд. Ранее «Бюллетень кинопрокатчика» прогнозировал «Матильде» 400 млн руб. в первый уикенд, а «Последнему богатырю» — 300 млн руб. При этом у «Матильды» было 23,9% всех киносеансов за уикенд, у «Богатыря» — 28%, следует из ЕАИС.
С такой предварительной кассой у «Последнего богатыря» оказался лучший старт для российского кино в 2017 году. Бюджет «Матильды», как следует из опубликованных ранее депутатом Натальей Поклонской данных, составил 814 млн руб., включая 280 млн руб. госсубсидий. Фильм считается окупившимся в кинотеатрах, если сборы как минимум вдвое превысили бюджет. Режиссер «Матильды» Алексей Учитель подтвердил “Ъ”, что ожидания от старта были больше. «Но цифры вполне объяснимы тем, что прокат проходит в совершенно особой форме — экраны есть, но никакой рекламы нет. Ни одной телепередачи или упоминания о фильме на телевидении нет. О скандале люди знают, но те, кто ходят в кино, особенно в провинции, могли вообще не знать, с какого числа он идет»,— поясняет режиссер. По его словам, «телеканалы были готовы» к кампании, с ними были подготовлены договоры — помимо прямой рекламы, актеры фильма должны были участвовать в телепередачах, но в итоге ничего этого не было. Причины режиссер не называет, отмечая, что этому могли поспособствовать те, кто «добивался запрета фильма». Кроме того, предполагалось размещение в наружной рекламе в Москве, был главный радиопартнер — «Авторадио» (входит в «Газпром-медиа»), но и эти каналы не участвовали в кампании. Если бы она состоялась в задуманном виде, сборы были бы больше в 2–2,5 раза, уверен господин Учитель.
Получить комментарии телеканалов вчера вечером не удалось. Неофициально представитель одного из них утверждает, что продюсеры фильма в итоге сами отказались от рекламы. Гендиректор «ГПМ Радио» (управляет «Авторадио») Юрий Костин заявил “Ъ”, что «Алексею Учителю известна подоплека ситуации, и "Авторадио" не только выполнило, но и перевыполнило обязательства, например, пригласив режиссера в эфир самого рейтингового шоу». «Само высказывание об отсутствии рекламы у "Матильды" выглядит, мягко говоря, смешно»,— считает господин Костин.
Ранее «Матильда» вызвала беспрецедентную для российской киноиндустрии реакцию: сначала Наталья Поклонская развернула кампанию по запрету фильма, поскольку он, по мнению депутата, оскорбляет чувства верующих и порочит образ царя. После кинотеатрам рассылала угрозы организация «Христианское государство — Святая Русь» (ХГСР), предупреждавшая, что кинотеатры «будут гореть». После этого крупнейшая в стране объединенная сеть «Синема Парка» и «Формулы кино» отказалась показывать «Матильду», но изменила решение после ареста лидеров ХГСР. В итоге в дополнение к мерам, принятым полицией, сеть в отдельных кинотеатрах с большим трафиком сама организовала дополнительную охрану, сообщил “Ъ” ее представитель. «В первый уикенд ни одного намека на неспокойную ситуацию не было, мы будем стараться вернуть рекламную кампанию и поддержку телеканалов»,— подчеркивает Алексей Учитель. Сейчас создатели фильма представляют его в Германии, где прокат начнется 2 ноября.