В отпуск — на орбиту
Как развивается рынок космического туризма
Ричард Брэнсон пообещал отправить туристов в космос через полгода: миллиардер первым хочет отправиться в путешествие на корабле, который разработала его компания Virgin Galactic. Сколько игроков на рынке космического туризма и чего им уже удалось добиться, выясняли Яна Лубнина и Яна Пашаева.
Компания Ричарда Брэнсона уже давно пытается запустить суборбитальные туристические полеты. В таких условиях аппарат выныривает из атмосферы, поднимаясь на высоту 100 километров, и ныряет обратно, не делая полного оборота на орбите. Это намного дешевле, чем путешествие на Международную космическую станцию, и, к слову, пока это единственная возможность для туриста попасть в космос. Корабль «Союз» доставляет путешественника на высоту примерно 350 км, цена удовольствия — около $40 млн. За 17 лет, что Роскосмос продает билеты на МКС, услугой воспользовались только 7 бизнесменов, и среди них нет ни одного россиянина.
Virgin Galactic оценила полеты в космос в $250 тыс., но и длиться они будут не несколько часов, как на МКС, а всего несколько минут, рассказал обозреватель журнала «Новости космонавтики» Игорь Лисов:
«Он поднимается с Земли, будучи подвешенным на самолете-носителе, отцепляется от него, включает ракетный двигатель, выходит на его реактивной тяге за пределы атмосферы, поднимается немного выше 100 км, спускается вниз, планирует к месту посадки. От вылета и до старта порядка часа, и дальше примерно 10 минут на все про все — подъем, прыжок, пуск в атмосферу, торможение и заход на посадку».
Компания Ричарда Брэнсона продает билеты в космос с 2009 года: с тех пор экзотические туры забронировали сотни человек. В списке — Анджелина Джоли, Том Хэнкс, Леди Гага и другие известные имена. Рядом с голливудскими звездами на корабле может оказаться бывший соучредитель «Совкомбанка» Василий Клюкин — он тоже заплатил за билет и ждет своей очереди:
«Первый год я ждал с большим нетерпением, второй год — уже спокойнее, а дальше решил, что время еще есть, поэтому просто жду, читаю новости, но уже немножко перегорел. Тем более, практика показала, что эти полеты опасны, поэтому в данном случае лучше не спешить».
Нишу космического туризма активно осваивает и компания Blue Origin, которая принадлежит основателю Amazon Джефу Безосу. Так же, как и Virgin Galactic, фирма занимается суборбитальными полетами и обещает первые рейсы не позже конца 2018 года. Сколько будет стоить возможность стать астронавтом, Безос пока не говорит.
Разработки в этой области ведет и российская компания «Космокурс», но она планирует полеты в космос не раньше 2021 года. Это не тот бизнес, на котором можно много заработать, поделился генеральный директор компании «Космокурс» Павел Пушкин:
«В космосе срок окупаемости 10–15 лет; и у Безоса, и у Брэнсона примерно такая же окупаемость, у них даже побольше, потому что они очень много вложили в свое время, очень много испытаний делали. Космос — это какая-то мечта, желание развиваться, что-то сделать, и попробовать на этом заработать некий компетенции, некие возможности».
Главная проблема, которую пытаются решить компании в сфере космического туризма — обеспечение безопасности. Один из кораблей Брэнсона разбился во время тестов три года назад, но с тех пор было множество успешных запусков. Финальные испытания миллиардер обещает провести в ближайшие четыре месяца, так что к весне станет ясно, готов ли корабль к полету с пассажирами на борту.
Ричард Брэнсон ранее обещал взять с собой в космический полет физика Стивена Хокинга. Исследователь черных дыр в ответ на приглашение сказал, что он счастлив.