Ретромодели станут дороже
Операторам грозят повышенными тарифами на старые типы вагонов
Крупные железнодорожные операторы выступили против инициативы Минпромторга ввести повышенные тарифы на инфраструктуру и локомотивы для типовых (неинновационных) вагонов. Систему таких «штрафов» предлагалось разработать в 2018 году, чтобы компенсировать якобы большее воздействие старых моделей на состояние путей. По мнению экспертов, оба типа вагонов влияют на пути в равной степени и, как отмечают участники рынка, тарифные меры лишь усилят рост цен на инновационные вагоны.
Операторы продолжают протестовать против введения повышенных тарифов для обычных вагонов (с нагрузкой ниже 25 тонн на ось). Как выяснил “Ъ”, и Первая грузовая компания (ПГК) Владимира Лисина, и Федеральная грузовая компания (ФГК) ОАО РЖД заявили о неоправданности такой меры.
Речь идет о попытке дестимулировать использование типовых вагонов, такой пункт внесен в принятую в августе стратегию транспортного машиностроения РФ (см. “Ъ” от 18 августа). В 2018 году ведомства должны сформировать предложения по повышению тарифов на услуги инфраструктуры и локомотивную тягу для вагонов старых конструкций, так как при их использовании амортизация путей и локомотивов выше.
Как следует из имеющегося у “Ъ” октябрьского письма ФГК в Совет операторов железнодорожного транспорта (СОЖТ), компания поддерживает ранее высказанную позицию ПГК в части нецелесообразности роста тарифов. Парк вагонов с нагрузкой 23,5 тонн на ось, говорится в письме, имеет «необходимые разрешения, в том числе сертификаты соответствия». Также уточняется, что при сертификации проводятся и ходовые динамические испытания по воздействию на путь. Вагоны «соответствуют нормам допускаемого воздействия на железнодорожный путь, и к ним не может применяться повышающий уровень тарифов», заключает ФГК. В ПГК отмечают: результаты испытаний полувагонов с нагрузкой 27 тонн на ось (инновационные) свидетельствуют, что они «не только не имеют преимуществ перед вагонами с нагрузкой 23,5 тонн на ось по воздействию на пути, но и повышают нагрузку на них, что приводит к росту расходов». При доле вагонов с повышенной нагрузкой в 10–12% затраты на содержание пути возрастают на 20%, отмечает ПГК.
В Минпромторге лишь заявили, что обсуждаемый рост тарифов «включен в план мероприятий — в том числе для развития тяжеловесного движения». В ОАО РЖД считают: дифференциация тарифов по конструкции вагона «требует изучения и экономического обоснования». Для повышения эффективности перевозок ОАО РЖД ведет работу по развитию тяжеловесного движения, первый ее этап (разработка и широкое применение вагонов с нагрузкой 25 тонн на ось) «можно считать состоявшимся», тестируются и вагоны с нагрузкой 27 тонн на ось.
Александр Потапов, гендиректор Уралвагонзавода, в интервью “Ъ” 7 июля
Массовое производство инновационного вагона налажено, но при этом рынок имеет свойство насыщения
У типовых и инновационных вагонов воздействие на пути одинаково, уверен глава «Infoline-Аналитики» Михаил Бурмистров, но инновагоны повышают пропускную способность. Переход от скидок на инновагоны к надбавкам для обычных вызывает вопросы, говорит эксперт: по некоторым видам вагонов рост осевой нагрузки существенно поднимает эффективность, по другим (фитинговым платформам, нефтецистернам) прирост меньше. «Лобовое решение возобновит ускоренное обновление подвижного состава, который в РФ и так практически самый молодой»,— отмечает Михаил Бурмистров, добавляя, что это обсуждается при дефиците ряда типов вагонов.
Как отмечает господин Бурмистров, заводы, выпускающие тележки для инновагонов, загружены — и для стимулирования вагоностроения целесообразнее сохранить субсидирование покупателей инновагонов и увеличить поддержку экспорта. Источник “Ъ” отмечает, что повышение тарифов смотрится особенно своеобразно в контексте новых санкций в отношении Уралвагонзавода (УВЗ). Это будет поддерживать высокие цены на инновагоны, которые не опускает и ОВК Александра Несиса, уверен он, и с учетом ограничения круга лицензиатов УВЗ (см. “Ъ” от 17 октября), цена инновагонов продолжит рост.
В УВЗ «полностью поддерживают» повышение тарифов и считают, что вагоны с нагрузкой до 25 тонн на ось действительно неэффективны, их низкая надежность приводит к задержкам, а инфраструктура быстрее разрушается. «Стимулирование инновационных технологий» может заключаться и в «ограничении неэффективных технологий», говорят в УВЗ, поясняя, что тарифные меры — самые действенные.