Молоко потекло в интернет
Danone начала торговать продуктами с доставкой
Один из крупнейших в России производителей молочных продуктов и детского питания компания Danone запустила интернет-магазин milkdirect.ru. Пока он осуществляет доставку только по Москве, но в планах Danone через год начать онлайн-продажи и в других городах-миллионниках. Объем торговли продуктами питания в интернете пока невелик, но этот рынок растет двузначными темпами, отмечают аналитики.
АО «Данон Россия» зарегистрировало домен milkdirect.ru в апреле 2017 года, следует из данных базы «СПАРК-Интерфакс». На сайте работает интернет-магазин молочных продуктов и детского питания под брендами «Тема», «Простоквашино», «Активиа» и Actimel. Минимальная сумма заказа — 500 руб. Так, биойогурт «Активиа» в бутылке 290 г в интернет-магазине Danone доступен по цене 47 руб. Для сравнения, в «Утконосе» этот же продукт стоит 53 руб., на сайте «Перекрестка» — 49,9 руб. Бесплатную доставку магазин Danone выполняет по Москве и в пределах 30 км от МКАД. Покупатель может выбрать дату и временной интервал получения товара. Также ему доступна опция по формированию плана регулярной доставки. Оплатить заказ можно наличными и банковской картой.
Milkdirect был запущен в конце сентября и пока работает в тестовом режиме, передал “Ъ” через представителя руководитель собственной электронной коммерции Danone, Evian, Nutricia Денис Маханько. По его словам, запуск онлайн-продаж — стратегическое решение глобального руководства компании. Подготовка проектов идет параллельно во Франции и США. «Это ответ Danone на стремительное развитие онлайн-шопинга, том числе в категории свежих продуктов»,— отметил господин Маханько. В будущем в Danone планируют включить в ассортимент интернет-магазина всю продукцию компании и через год начать онлайн-торговлю в других городах-миллионниках. Объем инвестиций в проект Danone не раскрывает.
По оценке Euromonitor International, в 2016 году Danone была лидером российского рынка молочных продуктов с долей 15,3% в денежном выражении и занимала второе место на рынке детского питания с долей 13,8%. Весь объем этих рынков оценивается в 1,18 трлн и 269,6 млрд руб. соответственно. В 2016 году продажи Danone в России выросли на 4–5%, превысив 100 млрд руб., говорил ранее экс-глава компании в России Бернар Дюкро.
Сооснователь агентства Data Insight Федор Вирин полагает, что для Danone основная цель запуска интернет-магазина заключается в установке прямого контакта с потребителем и получении обратной связи по своим продуктам, акциям и др. Предложение по формированию регулярного плана доставки тоже может оттянуть часть потребителей у конкурентов и повысить лояльность, считает директор по работе с ритейлерами «Nielsen Россия» Дмитрий Швецов. По подсчетам президента Ассоциации компаний интернет-торговли Алексея Федорова, чтобы интернет-магазин со средним чеком 500 руб. был рентабельным, он должен обслуживать не менее тысячи заказов в день. Минимальную стоимость инвестиций в запуск онлайн-продаж Danone он оценил в 2 млн руб.
Господин Федоров оценивает объем рынка e-commerce в России в 5,5% от всего розничного оборота (1,1 трлн руб. за январь—сентябрь 2017 года исходя из данных Росстата). На продукты питания в онлайн-торговле приходится около 1,5% (17,7 млрд руб.), подсчитал он. «В отличие от традиционной розницы, темпы роста продаж продуктов в e-commerce двузначные, что и привлекает производителей»,— говорит господин Швецов. Бизнес интернет-торговли продуктами осложняется прежде всего дорогой доставкой, добавляет господин Вирин.
Среди крупных молочных компаний онлайн-продажи в России уже есть у финской Valio. Минимальная стоимость заказа, по данным ее магазина, 1 тыс. руб., стоимость доставки в пределах МКАД — от 190 до 390 руб. в зависимости от суммы заказа. Получить комментарий в Valio вчера не удалось. В PepsiCo (марки «Домик в деревне», «Чудо») не ответили на запрос “Ъ” относительно возможных планов по развитию собственной онлайн-торговли.
Для российских производителей продуктов питания интернет-магазины пока еще новый опыт, отмечают в Nielsen. Ранее о запуске своих интернет-магазинов сообщали московская кондитерская фабрика «Победа», компании Mars, «КДВ-групп» и «Объединенные кондитеры». Запустить онлайн-продажи может и агрохолдинг «Мираторг», который в конце 2016 года начал поиск руководителя электронной торговли.