Сколько третейских судов нужно России?

Конъюнктура

Подавляющее большинство опрошенных “Ъ” юристов признает, что четырех ПДАУ (а по сути трех, поскольку в МАК обращаются редко и по специфичным спорам) мало. «Если говорить про центры разрешения международных споров — это нормальная ситуация, когда в стране их только три-четыре. А вот внутренних споров гораздо больше. Нужно примерно 20–30 ПДАУ для поддержания нормальной конкуренции»,— полагает управляющий партнер юрфирмы «Кульков, Колотилов и партнеры» Максим Кульков. С другой стороны, уточняет управляющий партнер Lidings Андрей Зеленин, спрос в России на качественное третейское разбирательство пока очень невелик. «Сказывается дешевизна и быстрота госправосудия, неэффективность системы исполнения решений, стереотипы о том, какой "продукт" ожидать от арбитража»,— поясняет юрист.

Фото: Дмитрий Лекай, Коммерсантъ

Партнер «Егоров, Пугинский, Афанасьев и партнеры» Дмитрий Степанов уверен, что пока четырех ПДАУ достаточно, поскольку даже они не загружены работой полностью, но загрузка и количество судов будут расти. Так, президент ТПП РФ Сергей Катырин уже отмечает увеличение числа дел в МКАС в первом полугодии за первое полугодие более чем на 20%. Руководитель аппарата Арбитражного центра при РСПП Александр Замазий называет «ожидаемым» увеличения количества дел и говорит, что там подготовились к росту нагрузки, расширив список арбитров.

Юристы отмечают важность присутствия существующих ПДАУ в разных регионах (отдельное разрешение на открытие представительств не требуется). МКАС уже учредил отделения в Иркутске, Ростове-на-Дону и Уфе, а летом началось создание представительства в Казани. В ТПП говорят, что список будет расширяться, кроме того, уже поступило около двадцати заявок на создание собственных судов от территориальных палат. ТПП поддерживает их инициативу, но проходить процедуру региональным ТПП придется самостоятельно. Так, Уральская ТПП уже направила соответствующий пакет документов 3 августа. По данным источников “Ъ”, заинтересованы в создании ПДАУ также Московская и Санкт-Петербургская ТПП. Арбитражный центр при ИСА в сентябре открыл отделение во Владивостоке. ПДАУ при РСПП пока не открыл филиалов, но Александр Замазий заверил “Ъ”, что центр будет создавать региональные подразделения.

Андрей Зеленин считает, что открытия отделений вообще можно избежать «путем использования электронных сервисов». Эту идею поддерживает и Александр Замазий: «Уже давно технологии позволяют нам проводить заседания в Москве с нахождением сторон в регионах — это серьезно экономит деньги». С этим согласен и заместитель главы Минюста Михаил Гальперин: «Цены новых ПДАУ не должны быть чрезмерно высокими — нужно предоставлять широкую линейку вариантов, включая упрощенные и электронные процедуры, единоличное рассмотрение спора, что позволяет снизить цены и сделать арбитраж доступным для малого и среднего бизнеса».

Оснований для увеличения цен в связи с ограниченным числом доступных судов юристы не видят, поскольку ПДАУ придется конкурировать между собой и с госсудами. Однако они признают, что разбирательство в ТС не всегда выгодно. «Для малого бизнеса ТС дороговаты, но для среднего и крупного размеры арбитражных сборов приемлемы. Если компания судится, скажем, за 10 млн руб., то она готова отдать ТС за это примерно 300–500 тыс. руб. Если спор простой, то есть смысл идти в госсуд и сэкономить на пошлине. Если сложный, то налицо серьезная озабоченность бизнеса касательно качества правосудия в госсудах»,— отмечает Максим Кульков. «Самые низкие тарифы были у тех ТС, которые финансировались не за счет арбитражных сборов, а за счет своих учредителей — коммерческих организаций, от которых они получали, по сути, плату за лояльность,— уточняет Михаил Гальперин.— Но арбитражные сборы должны окупать затраты ПДАУ».

Конец третейской эпохи

С 1 ноября рассматривать третейские споры в РФ могут только арбитражные учреждения, получившие разрешение правительства. Но за год с начала реформы их выдано всего два, плюс имеют право работать еще два суда при Торгово-промышленной палате (ТПП). Таким образом, число третейских судов в стране уменьшилось более чем в сто раз. Минюст утверждает, что российский арбитраж начинает соответствовать мировым трендам, а мошенничество уходит в прошлое. Но участники рынка говорят о вымирании третейского судопроизводства в России.

Читать далее

Вся лента