Навстречу ста миллиардам
Россия и Китай разбирают барьеры во внешней торговле
Российско-китайские отношения находятся на «беспрецедентно высоком уровне», заявил премьер-министр Дмитрий Медведев по итогам переговоров с руководством КНР. Пока, впрочем, даже судя по списку подписанных на встрече соглашений, росту экспорта из РФ препятствуют множественные китайские ограничения, в частности, на поставки сельхозпродукции. Не спешит китайская сторона ускорять и переговоры по западному маршруту поставок газа. При этом в Пекине поддерживают осуществление инвестиций в российские проекты в юанях и говорят об интересе к Дальнему Востоку РФ.
В среду в Пекине завершилась 22-я по счету встреча глав правительств РФ и Китая. Помимо двусторонних переговоров Дмитрия Медведева с председателем КНР Си Цзиньпином и премьером Госсовета Ли Кэцяном прошло расширенное заседание с участием первого вице-премьера Игоря Шувалова, вице-премьеров Аркадия Дворковича, Юрия Трутнева, Ольги Голодец и профильных министров. На нем обсуждались взаимные инвестпроекты и доступ российских товаров на китайский рынок. По итогам заседания Дмитрий Медведев сообщил, что к числу приоритетных отнесены 73 инвестпроекта, 17 из которых реализуются. В сфере энергетики на заседании обсуждались поставки по восточной ветке газопровода «Сила Сибири», которые должны начаться с конца 2019 года. Переговоры по западному маршруту продолжаются, отметил российский премьер.
По словам Дмитрия Медведева, Россия надеется на увеличение оборота торговли с Китаем до $100 млрд (по итогам восьми месяцев — $54,4 млрд, рост к прошлому году — 35%).
По данным Российского экспортного центра, экспорт РФ в Китай растет быстрее, чем в целом по всем странам (39,4% против 26,5%), однако доля несырьевых неэнергетических товаров в поставках в Китай ниже, чем в среднем (26,2% против 34,9%).
Главными статьями такого экспорта остаются пиломатериалы, турбореактивные двигатели и газовые турбины, мороженая рыба, целлюлоза, удобрения.
Оценивая состояние российско-китайских отношений, Дмитрий Медведев заявил, что они находятся «на беспрецедентно высоком уровне». Ли Кэцян со своей стороны пообещал нарастить капвложения в проекты на Дальнем Востоке и высказался за расширение операций в нацвалютах. Как уточнил глава Российского фонда прямых инвестиций (РФПИ) Кирилл Дмитриев, первые инвестиции в юанях совместного с China Development Bank фонда могут быть одобрены в первом квартале следующего года.
Среди подписанных меморандумов и соглашений (всего их было 19) большинство касаются поставок российских зерновых. Сейчас они ограничены фитосанитарными требованиями — в частности, экспорт пшеницы возможен из ограниченного числа регионов. Федеральная таможенная служба и таможня КНР подписали соглашение о сотрудничестве в области управления рисками и протокол о взаимном признании результатов проверок. Обещано, что эти документы ускорят процесс пересечения грузами российско-китайской границы.
Соглашений между банками и частными компаниями на этот раз оказалось немного. ВЭБ и Эксимбанк Китая договорились о финансировании проектов в области инфраструктуры и высоких технологий на $3 млрд. «Финансирование будет предоставляться в юанях»,— уточнил глава ВЭБа Сергей Горьков. По его словам, это самое крупное соглашение с китайскими банками. В нем нет прямой китайской составляющей (как правило, такие кредиты предоставляются на условиях заключения контрактов с китайскими подрядчиками), но это должны быть проекты в рамках нового Шелкового пути, уточнил господин Горьков. Компания НОВАТЭК подписала меморандум о взаимопонимании с China Development Bank и соглашение о стратегическом сотрудничестве с Китайской национальной нефтегазовой корпорацией.
Большинство инвестпроектов обсуждалось накануне — во вторник в Пекине прошел Российско-китайский консультативный совет предпринимателей, организованный РФПИ и China Investment Corporation (CIC). Среди новых сделок — участие Китайско-евразийского фонда сотрудничества (создан для интеграции ЕАЭС и проекта нового Шелкового пути, капитал — $5 млрд) в покупке доли нефтесервисной компании Eurasia Drilling вместе с арабскими инвесторами. Инвестиции составят «несколько миллионов долларов», это первая сделка фонда, сообщил Кирилл Дмитриев.