ОТКРЫТОЕ ПИСЬМО

Временно исполняющему обязанности губернатора Нижегородской области Никитину Г. С.

От представителей научной и культурной общественности о ситуации в области сохранения объектов культурного наследия

Уважаемый Глеб Сергеевич!

Настоящим письмом мы считаем необходимым выразить свою крайнюю обеспокоенность критической ситуацией, сложившейся в Нижнем Новгороде и Нижегородской области в сфере сохранения объектов культурного наследия (далее — ОКН). Этот вопрос стоит особенно остро ввиду приближающегося 800-летнего юбилея нашего города, подготовка к которому, как это ни парадоксально, проходит на фоне процесса интенсивного уничтожения его историко-градостроительной среды. Последствия этого процесса для культурной истории Нижнего Новгорода уже могут быть охарактеризованы как катастрофические.

В Нижнем Новгороде на государственной охране находится более 400 памятников истории и культуры. Однако, по мнению экспертов, еще большее количество расположенных здесь зданий, сооружений и комплексов обладает всеми необходимыми и достаточными признаками ОКН (включая как отдельные объекты, так и градостроительные ансамбли исторически сложившихся улиц, целостные фрагменты исторической планировки и застройки). Тем не менее в настоящее время они лишены государственной охраны, что приводит к широкомасштабному и систематическому уничтожению таких объектов.

Сложившаяся ситуация уже давно требовала всемерной интенсификации усилий государственных органов и научной общественности по скорейшему выявлению, учету и включению в Единый государственный реестр таких памятников. Однако политика Вашего предшественника была обратной: в течение всех лет его губернаторства прилагались существенные усилия, чтобы число объектов, подлежащих государственной охране, сократилось. Общеизвестно, что предыдущее руководство региона крайне пренебрежительно относилось к памятникам нижегородского зодчества, полагая, что сохранения заслуживает Кремль, ряд церквей, и плюс к этому в лучшем случае несколько десятков каменных зданий. А все остальные строения характеризовались в качестве «отживших свой век развалюх», обузы для городского хозяйства. В свете этой установки в интересах застройщиков был обеспечен необоснованный вывод из-под государственной охраны десятков ранее выявленных объектов культурного наследия. Живая ткань исторического города сжималась, как шагреневая кожа, на ее месте возникали безликие строения, целые кварталы в стиле дешевого хай-тека, а то и вовсе пустыри, окруженные синим забором.

Так, постановлением Правительства Нижегородской области № 78 от 8 февраля 2011 года из-под государственной охраны были единовременно выведены сразу 76 выявленных ранее объектов культурного наследия. При этом, вопреки требованиям Федерального закона, государственной историко-культурной экспертизы этих объектов не проводилось, государственные эксперты, аттестованные в установленном порядке, не привлекались. Министерство культуры РФ, проводившее камеральную проверку деятельности Управления государственной охраны ОКН Нижегородской области, признало данное решение противоречащим законодательству, однако оно до сих пор не отменено. На сегодняшний день часть лишенных защиты зданий варварски уничтожена, многие — под аккомпанемент громкого медийного скандала.

В период 2012–2014 годов научной общественностью города были подготовлены и направлены в Управление ГО ОКН Нижегородской области 12 государственных историко-культурных экспертиз о признании тех или иных объектов памятниками истории и культуры («Дом М. И. Чеботарева» — улица М. Горького, 107/33, «Дом купчихи Гузеевой» — улица Ильинская, 126, «Дом Столярова» — улица М. Горького, 123, Дом Железнодорожника — улица Семашко, 2, Здание летнего кинотеатра «Родина» — улица Героя Смирнова, 16 и другие). Экспертизы были подписаны четырьмя аттестованными федеральными экспертами. Всякий раз имел место конфликт между интересами государства, заключающимися в сохранении объектов культурного наследия, и интересами частных строительных компаний, заинтересованных в их уничтожении с целью последующей застройки территории. Во всех без исключения случаях управленческие решения были приняты в интересах застройщиков, выявленные памятники уничтожены либо ожидают своей участи.

Агрессивная градостроительная политика последних десяти лет привела к тому, что исторический центр Нижнего Новгорода лишился многих ярких фрагментов своей градостроительной истории: это районы улиц Ильинской, Сергиевской, Малой Ямской, Студеной и многих других. Данные действия крайне негативно воспринимаются общественностью. Значительно более целесообразно сохранить целостные участки исторического города и осваивать территории, прилегающие к границам исторических зон. При существующей динамике развития событий имеется обоснованный риск того, что город может встретить свой 800-летний юбилей фактически без исторического центра. О необходимости перехода от государственной охраны отдельных объектов к комплексному сохранению историко-градостроительной среды неоднократно заявляли представители высшего политического руководства страны, в том числе Президент Российской Федерации Владимир Путин. Однако эти указания для руководства области оставались пустым звуком.

Разрушение Старого города и возникновение на его месте «микрорайонной» среды неизбежно приводит к снижению инвестиционной привлекательности городских территорий, ведется в ущерб интересам настоящего и будущих поколений нижегородцев. В последние годы объектами освоения стала не только застройка, но и уникальный исторический ландшафт. В самом сердце древнего города началась реализация проекта засыпки и последующей застройки легендарного Почаинского оврага, связанного с историей основания Нижнего Новгорода и являющегося местом памяти жертв политических репрессий. Небезынтересно отметить, что застройщик ООО «Международная строительная компания», которому территория оврага передана для освоения, имеет перед администрацией города многомиллионные долги, а его представители скрываются от судебных приставов.

Одной из последних инициатив прежнего руководства в области культурной политики стала попытка отмены решений Нижегородского областного Совета народных депутатов от 20 октября 1992 года № 299-м и от 30 ноября 1993 года № 370-м о принятии на государственную охрану сразу около 300 храмов Нижегородской области (среди которых памятники архитектуры XVII–начала XVIII вв.) и, соответственно, об установлении границ исторических территорий города Нижнего Новгорода. Проекты охраняемых территорий исторического центра в виде опорного плана были разработаны НИП «Этнос» еще в 2006 году и получили самую высокую оценку научного сообщества, но так и не приобрели статус официального документа.

За последние 10–15 лет в Нижегородской области прошло немало общероссийских и международных конференций, посвященных проблеме архитектурного наследия. На многих из них присутствовали представители региональной власти. Однако принимаемые в этой области управленческие решения неизменно и последовательно оказывались прямо противоположными тем рекомендациям, которые были даны на этих форумах.

Градостроительная политика города и региона не может быть основана только на принципе сиюминутной прибыли. Необходима четкая долговременная программа устойчивого развития, которая, к сожалению, на сегодняшний день отсутствует.

Последняя пара месяцев ознаменовалась некоторыми намеками на возможность изменений к лучшему. Был снят со своего поста печально известный руководитель областного Управления государственной охраны ОКН, чья деятельность в значительной степени заключалась в сокращении числа этих объектов. Новая глава города Елизавета Солонченко анонсировала старт долгожданной муниципальной программы сохранения деревянного зодчества — предполагается, что при ее реализации будет использован уникальный опыт города Томска, где подобный проект успешно действует более десяти лет. Однако без институциональной и финансовой поддержки со стороны регионального руководства эта инициатива, скорее всего, задохнется.

По нашему мнению, новой областной власти необходимо ясно заявить, что памятники истории и культуры, историческая среда Нижнего Новгорода и иных населенных мест — не обуза на шее нашего региона, а бесценный ресурс для развития, что их сохранение и реставрация является государственным приоритетом, и что предыдущая практика разбазаривания нашего наследия неприемлема. А самое главное — нужны внятные и продуманные управленческие решения.

Учитывая вышеизложенное, мы предлагаем обратить Ваше внимание на комплекс первоначальных и неотложных мер по спасению того, что еще можно спасти. Необходимо:

- отменить постановление Правительства Нижегородской области № 78 от 8 февраля 2011 года и все иные распорядительные акты, лишающие ранее выявленные объекты культурного наследия охраны государства;

- реализовать широкую программу выявления и принятия на государственную охрану объектов, обладающих признаками объектов культурного наследия;

- поддержать муниципальную программу сохранения деревянного зодчества, анонсированную администрацией Нижнего Новгорода;

- разработать концепцию сохранения и развития исторической застройки центра Нижнего Новгорода и других исторических территорий («Старое Канавино», «Старое Сормово») на основе актуализированных историко-культурных исследований;

- выйти с предложением к Министерству культуры Российской Федерации о внесении города Нижнего Новгорода в перечень исторических поселений федерального значения.

В свою очередь, 14 ноября 2017 года мы приглашаем Вас обсудить все эти вопросы в рамках круглого стола платформы музея архитектора Святослава Агафонова «Культурное наследие». Время и место проведения будут сообщены дополнительно.

Вся лента