Москва расширяет «Кавказ»
Федеральный центр увеличивает территорию порта «Кавказ» в Тамани для обеспечения строительства федеральной трассы «Таврида»
Глава кабмина Дмитрий Медведев своим распоряжением расширил территорию морского порта Кавказ, который сейчас задействован для переправки пассажиров и грузов из Краснодарского края в Крым. Это позволит принять дополнительный объем судов с материалами для строительства трассы «Таврида» в Крыму. Эксперты разошлись во мнении о судьбе порта после ввода в строй Керченского моста и трассы. Есть вероятность, что со временем объект сможет развиваться при условии вложения в его инфраструктуру $1 млрд, но также есть риск того, что он станет не нужен из-за конкуренции с транспортировкой по мосту и портом Тамань.
Премьер-министр России Дмитрий Медведев подписал распоряжение о расширении морского порта Кавказ в Краснодарском крае для обеспечения строительства трассы «Таврида» в Крыму. Расширение необходимо для приема допсудов с инертными материалами. Размер инвестиций для создания портовой инфраструктуры, а также их источники не разглашаются. Опрошенные „Ъ-Кубань“ эксперты считают, что это определится, когда станут понятны планы правительства по загрузке новых мощностей после завершения создания инфраструктуры Крымского моста. Приток частных средств будет зависеть от целесообразности дальнейшего использования инфраструктуры порта.
Строительство трассы «Таврида» в Крыму началось в мае этого года, она соединит Керченский мост с Симферополем и Севастополем. Первый этап строительства планируют завершить к концу 2018 года, второй — к концу 2020 года. Стоимость строительства определили на уровне 166 млрд руб. Порт Кавказ находится в ведении ФГБУ «Администрация морских портов Азовского моря». По данным открытых источников, в 2015 году он был пятым по грузообороту в РФ и вторым (с перевалкой 30,5 млн т) — в Азово-Черноморском бассейне после Новороссийска. Его мощности позволяют принимать железнодорожные паромы, а также суда длиной до 130 м, шириной до 14,5 м и осадкой до 5 м.
Партнер практики «Инжиниринг» АО «НЭО Центр» Алексей Ефанов считает, что инвестиции в портовую инфраструктуру быстро окупятся, вложения в обустройство зоны для перевалки инертных грузов будут невелики, большую часть территории займут площадки для их складирования. «Порт Кавказ значительно обгоняет прогнозы, заложенные стратегией его развития до 2030 года (30,5 млн т объем перевалки в 2015 году против предполагаемых 13,2 млн т), в прошлом году он достиг показателя в 31,62 млн т. Для строительства только трассы „Таврида“ до конца 2020 года потребуется 44 млн т стройматериалов, из которых больше половины нужно завезти. Инвестиции могут окупиться в ближайшие 2—3 года»,— отметил собеседник „Ъ-Кубань“.
Аналитик «Алор Брокер» Кирилл Яковенко отмечает, что мощности порта Кавказ увеличатся после расширения его границ и будут востребованными: «Потребность в перевалке грузов и международных морских перевозках возрастет, тот объем грузов, которые порт Тамань не сможет обработать, возьмет на себя Кавказ»,— считает собеседник „Ъ-Кубань“. По его мнению, в дальнейшем порту могут понадобиться частные инвестиции на создание перевалочной инфраструктуры. «Вероятность этого обоснованна: за четыре месяца 2017 года грузопоток порта возрос на 14%»,— заметил эксперт.
Директор филиала «БКС Премьер» Андрей Широков считает, что инвестиции в порт интересны для бизнеса, учитывая растущий приток туристов. По его мнению, проблем с поиском частного капитала не будет. «Не стоит забывать о крупных игроках инфраструктурного рынка, которые напрямую аффилированы с государством и поэтому получают возможность на особых условиях принимать участие в таких проектах»,— заметил господин Широков.
После завершения строительства Керченский моста роль порта сократится, считает начальник управления операций на российском фондовом рынке ИК «Фридом Финанс» Георгий Ващенко. «Под вопросом окупаемость возможных вложений в объекты инфраструктуры, она, как правило, составляет от 15 лет. Инвесторы попросят госгарантий для участия в проекте. С его реализацией может быть создано порядка 1,5 тыс. рабочих мест, а инвестиции могут составить $1 млрд»,— отметил эксперт.
Источник в стивидорной компании региона рассказал на условиях анонимности, что также прогнозирует после окончания строительства моста и трассы резкое падение объема погрузки в порту Кавказ и его значения для экономики региона. «Из-за наращивания перевалки и мощностей в порту Тамань инвестиции в этот проект нецелесообразны. Для строительства инфраструктуры по приему груза нужны небольшие средства, вероятно, их выделит государство»,— отметил собеседник „Ъ-Кубань“.