Аэровокзал попал в пограничное состояние
Новый терминал Савино пока не сможет принимать международные рейсы
Построенный терминал пермского аэропорта, открытие которого состоится 1 декабря, не сможет обслуживать международные рейсы первые несколько месяцев. Объект не успевает получить допуск к работе на международных воздушных линиях от межведомственной комиссии. По словам директора «Новапорт Холдинг» Сергея Рудакова, дата заседания комиссии пока не назначена, но вопрос с допуском решится в течение полутора месяцев после его проведения. До этого времени заграничные рейсы будет обслуживать «старый» терминал.
Новый пассажирский терминал Большого Савино первое время после открытия будет обслуживать только внутренние воздушные линии. По данным собеседников „Ъ-Прикамье“, к моменту начала эксплуатации 1 декабря 2017 года международный аэропорт Пермь не успеет получить согласование компетентных органов для допуска терминала к работе с рейсами на международных воздушных линиях. До его получения полеты за границу будут выполняться из «старого здания» аэропорта.
Сергей Рудаков, гендиректор ООО «Новапорт Холдинг» (контролирует мажоритарного акционера МАП), эту информацию подтвердил. По его словам, допуск к выполнению международных перелетов из нового терминала можно получить только после согласования межведомственной комиссией, дата заседания которой пока не назначена. «Сейчас все зависит от Росграницы (департамент государственной политики в области обустройства пунктов пропуска через границу. — „Ъ-Прикамье“). К 27 ноября в аэропорту должны завершить работы и назначить дату заседания ориентировочно на 20-е числа декабря. После работы комиссии потребуется еще около полутора месяцев», — отметил господин Рудаков.
Напомним, строительство нового терминала пермского аэропорта началось в октябре 2015 года. Инвестором выступает компания «Новая Колхида» (учреждена ООО «Новапорт»), принадлежащая Роману Троценко и владеющая чуть более 50% ОАО «Международный аэропорт Пермь» (МАП). По проекту общая площадь здания составит 29 тыс. кв. м, пропускная способность в часы пик — 904 пассажира в час, годовой пассажирооборот — 2–3 млн человек. Сдача терминала в эксплуатацию намечена на 1 декабря 2017 года. Действующее двухэтажное здание вокзала было построено в 1967 году.
При этом Сергей Рудаков уточнил, что компания-инвестор выполнит свои обязательства и откроет новый терминал 1 декабря. «Этот вопрос уже согласован с краевыми властями. Пока аэропорт будет работать на мощностях двух терминалов. Международные перелеты будут осуществляться из старого», — пояснил господин Рудаков.
Стоит отметить, что международному аэропорту пока не удается привлечь арендатора площадей для размещения магазина беспошлинной торговли Duty Free в чистой зоне терминала. Провести конкурсную процедуру по выбору арендатора МАП пытается уже в четвертый раз. Предыдущие не состоялись из-за отсутствия заявок. Следующая дата рассмотрения заявок назначена на 7 ноября. Согласно условиям конкурсной документации, к моменту открытия аэровокзала для обслуживания пассажиров у арендаторов должно быть установлено, протестировано и готово к работе все необходимое оборудование.
Источник в отрасли полагает: задержка связана с тем, что Росграница еще не оборудовала в терминале пункт пропуска. «Бывает, что терминал построен и готов к эксплуатации, а у Росграницы не введен пункт пропуска. Это дорогая и долгая процедура, сопряженная с получением сертификации», — говорит он. По его мнению, ускорить введение в работу пункта пропуска возможно только в ручном режиме. Это необходимо, так как работа двух терминалов одновременно несет в себе риски. «Оператору аэропорта, безусловно, неудобно работать в двух терминалах одновременно с точки зрения организации производственных процессов и с точки зрения затрат. Два работающих здания — это всегда дороже. Но не думаю, что инвестор переложит эти проблемы на потребителя. Ускорение процесса зависит от лоббистских возможностей краевых властей или инвесторов», — резюмировал собеседник „Ъ-Прикамье“.
Научный сотрудник института транспорта и транспортной политики ВШЭ Андрей Крамаренко напоминает, что ситуации, когда новый аэровокзал не может получить допуск для работы с рейсами МВЛ, происходят постоянно. Например, в Нижнем Новгороде новый терминал не мог обслуживать международные воздушные линии полгода. Говоря о возможном увеличении стоимости услуг, эксперт отметил, что в долгосрочном периоде за все затраты инвестора заплатят потребители.