Экс-министру здравоохранения напомнят об аптеках
Алексея Чуршина планируют привлечь к административной ответственности по признакам коррупции
УФАС по Удмуртии планирует привлечь к административной ответственности бывшего министра здравоохранения республики Алексея Чуршина, а также экс-руководителя ГУП «Аптеки Удмуртии» и ГУП «Фармация» Ивана Алабужева по признакам коррупционного соглашения при участии в торгах на поставку лекарственных средств. Как рассказала 2 ноября заместитель руководителя удмуртского УФАС России Елена Стерхова, в связи с недавней сменой руководства расследование нарушений может затянуться. Ранее будучи антикризисным управляющим госпредприятий Анастасия Муталенко сообщала «Ъ-Удмуртия», что проблема возникла в связи с неправильным оформлением документов по передаче функций проведения торгов минздравом ГУП «Фармация». Госпожа Стерхова отметила, что этот факт не повлиял бы на решение антимонопольного органа о признании действий трех сторон незаконными.
2 ноября на пресс-конференции заместитель руководителя удмуртского управления Федеральной антимонопольной службы России (УФАС) Елена Стерхова сообщила, что ведомство продолжает административное расследование в отношении руководителя ГУП «Аптеки Удмуртии» и ГУП «Фармация» Ивана Алабужева, а также бывшего министра здравоохранения республики Алексея Чуршина. Антимонопольщики уже выявили антиконкурентное соглашение между тремя сторонами. Так, один и тот же директор и административно-управленческий персонал работали как в ГУП «Аптеки Удмуртии», так и в ГУП «Фармация». Последний был наделен статусом специальной организации от минздрава, благодаря которому организовывал и проводил торги на поставку лекарственных препаратов в медицинские учреждения. Из 1196 проведенных аукционов, «Аптеки Удмуртии» подавали заявки на 281, и в 185 случаях победили. УФАС признало министерство здравоохранения республики, ГУП УР «Фармация» и ГУП УР «Аптеки Удмуртии» нарушившими закон по п.1 ч.1 ст.17 «О защите конкуренции».
За указанное нарушение ГУП УР «Фармация», ГУП УР «Аптеки Удмуртии» грозят оборотные административные штрафы в размере от 1/10 до 1/2 начальной стоимости предмета торгов, но не более 1/25 совокупного размера суммы выручки правонарушителя от реализации всех товаров (работ, услуг) и не менее 100 тыс. руб. Их размер пока не определен. Однако нарушители не согласны с решением антимонопольного ведомства, поэтому министерство здравоохранения при участии иных лиц, ГУП «Аптеки Удмуртии» и ГУП «Фармация», подало иск в Арбитражный суд Удмуртии о признании решения незаконным. Первое судебное разбирательство назначено на 20 ноября.
О руководителях
С октября 2015 года по июль 2017 года руководителем ГУП «Аптеки Удмуртии» являлся Иван Алабужев, по совместительству он возглавлял ГУП «Фармация» с июля 2015 года по февраль 2017 года. В июле 2017 года глава Удмуртии Александр Бречалов заявил о его увольнении с должности директора «Аптек Удмуртии» в связи с возникшими признаками преднамеренного банкротства фармацевтических предприятий. Антикризисным менеджером ГУП «Аптеки Удмуртии» и ГУП «Фармация» была назначена член центрального штаба ОНФ Анастасия Муталенко. 2 октября 2017 года депутаты государственного совета республики согласовали ее кандидатуру на должность вице-премьера региона. С 18 октября оба предприятия возглавляет Константин Егоров.
Кроме того, УФАС намерено привлечь к административной ответственности должностных лиц. Господина Чуршина за то, что он будучи министром назначил Ивана Алабужева руководителем обоих предприятий и наделил «Фармацию» полномочиями спецорганизации. «Когда минздрав определял «Фармацию» спецорганизацией, он проводил совещание с представителями обоих предприятий и совместно определял целесообразность организации закупок для нужд медучреждений. Они изначально знали, что ГУП «Аптеки Удмуртии» будет участником торгов, проводимые «Фармацией». Так как директор один и тот же, то он заинтересован, чтобы «Аптеки Удмуртии» побеждали в этих торгах. Соответственно, идет обмен информации. Совместная проверка с ФСБ России по Удмуртии показала, что обмен информации имел место быть, лоты формировались совместно сотрудниками «Фармации» и «Аптеки Удмуртии», значит в интересах последних»,— рассказала Елена Стерхова. Кроме того, директору ГУПов предоставлялись отчеты о выполнении функций «Фармация» как спецорганизации, о формировании лотов и задействованных в работе сотрудников. Административные дела находятся на рассмотрении, однако, по словам замруководителя УФАС, оно оттягивается в связи со сменой власти на предприятиях, из-за чего документы поступают несвоевременно. В случае признания вины Алексею Чуршину и Ивану Алабужеву грозят штрафы от 20 до 50 тыс. руб., а также или дисквалификация на срок до трех лет.
Ранее в интервью «Ъ-Удмуртия» Анастасия Муталенко будучи антикризисным управляющим обоих предприятий рассказала, что суть нарушений в проведении торгов заключалась лишь в том, что документ о передаче функций по проведению торгов от минздрава к «Фармация» был согласован не на должном уровне. «Должно было быть подписано распоряжение на уровне республики, но министерство не поддержали. В итоге вышло постановление на уровне министерства здравоохранения, что является нарушением. ФАС вынесла решение, все это отменили. 1 сентября республика перешла на централизованную систему закупок, соответствующие функции перешли в региональный минфин»,— отметила госпожа Муталенко. Однако Елена Стерхова на пресс-конференции сообщила, что даже если бы был этот документ, и УФАС собрало все существующие доказательства, то все равно признали бы действия минздрава и двух ГУПов как антиконкурентное соглашение. «Это одно из нарушений. В УФАС есть еще отдел контроля закупок, который осуществляет контроль за соблюдением 44 ФЗ, где предусмотрено положение, как передавать функции спецорганизации. По этому делу они давали предупредительные меры и предписания, что неправильно была определена спецорганизация. Мы расследовали антиконкурентное соглашение, что вся схема изначально, которая была заложена, направлена на ограничение конкуренции по поставке лекарственных средств для нужд медицинских организаций. Возможно, это был бы не сговор, но это однозначно нарушение»,— считает госпожа Стерхова.