Дальний Восток приблизят к Крыму и Калининграду
Правительство обнулит НДС на авиаперевозки в ДФО
Правительство продолжает облегчать налоговый режим для внутренних авиаперелетов. Ведомства завершили согласование законопроекта об обнулении НДС на авиасообщение с Дальним Востоком. До сих пор такая мера применялась только для полетов в Крым и Калининград. Льгота будет действовать три года для роста и развития авиаперевозок в регионе. Но она недешево обойдется бюджету: объем выпадающих доходов за три года может достигнуть 8,5 млрд руб.
Правительство планирует обнулить НДС на авиасообщение с Дальневосточным федеральным округом. Соответствующий законопроект прошел согласование ведомств и внесен в правительство, рассказала руководитель дальневосточной практики KPMG Ольга Сурикова, выступая на авиационном форуме «Крылья будущего». Источники “Ъ” в авиаотрасли подтвердили, что проект получил одобрение полпреда президента в ДФО Юрия Трутнева. Пока льгота будет действовать три года — с 2018 по 2021 год. В Минэкономики “Ъ” сообщили, что «поддержали соответствующую инициативу», но ответственным исполнителем является Минвостокразвития. Там на запрос “Ъ” не ответили. В Минфине сообщили: вопрос прорабатывается. В Минтрансе “Ъ” ответили, что ведомство поддерживает данную идею, и уточнили: речь идет о внутрироссийских перевозках при условии, что пункт отправления или назначения находится на Дальнем Востоке.
До сих пор обнуление НДС на авиаперевозки распространялось только на Крым и Калининград. По словам госпожи Суриковой, участвовавшей от KPMG в подготовке законопроекта, для пяти из девяти субъектов ДФО авиация является безальтернативным видом транспорта. Но развитие воздушных перевозок в регионе сдерживают высокие затраты авиакомпаний: при средней цене билета из Центральной России в ДФО 25,7 тыс. руб. в 2016 году расходы на одного пассажира составили 38 тыс. руб. Доля непокрытых издержек перевозчиков достигает 47%. Работу авиакомпаний в регионе осложняют условия работы местных аэропортов, принимающих рейсы только в светлое время суток и не рассчитанных на прием некоторых типов самолетов. При населении 6,7 млн человек авиационный пассажиропоток внутри ДФО в 2016 году составил 1,6 млн человек, а из центральной части РФ — 2,5 млн.
По мнению KPMG, обнуление НДС выполняет в первую очередь социальные задачи и позволит как минимум не повышать, а, возможно, даже снизить тарифы перевозчиков, что увеличит пассажиропоток в среднем на 2–3% в год и стабилизирует его в низкий сезон. Доходы авиакомпаний увеличатся на 10%. Но выпадающие доходы бюджета составят около 8,5 млрд руб. в течение трех лет. Для сравнения: обнуление НДС на железнодорожные перевозки пассажиров в дальнем следовании в 2017–2019 годах обойдется бюджету в 42,3 млрд руб.
Госпожа Сурикова отметила, что этот законопроект не затрагивает программу субсидирования перелетов с Дальнего Востока в европейскую часть страны для молодежи и пенсионеров. По мнению консультанта Межведомственного аналитического центра Владислава Бородулина, именно эта программа дотирования показала «самые печальные результаты». За последние три года затраты на привлеченного пассажира растут «фантастическими темпами», ее эффективность снижается в том числе из-за экономической стагнации, фиксированных тарифов и нехватки субсидий. Вчера глава Росавиации Александр Нерадько заявил: в 2018 году продолжится финансирование всех программ субсидируемых перевозок в регионах Дальнего Востока. Но выбор конкретных маршрутов будет зависеть от спроса и предложения самих авиакомпаний, заявил чиновник.
Источник “Ъ” в «Аэрофлоте» сообщил, что такая мера «будет реальной поддержкой отечественных авиакомпаний» и позволит им снизить стоимость билетов и отчасти компенсировать быстро растущие затраты на аэропортовое обслуживание. В S7 также считают обнуление НДС эффективной мерой активизации авиаперевозок, что доказано на примере перевозок в Крым.
Исполнительный директор «Авиапорта» Олег Пантелеев говорит: правительство не готово пойти на повсеместное обнуление НДС на внутренние перелеты и использует этот инструмент лишь точечно для решения социальных проблем. Логично предположить, что эта мера в будущем затронет и местные воздушные линии. Главный эксперт Института экономики транспорта и транспортной политики НИУ ВШЭ Федор Борисов добавляет, что мера поможет разгрузить аэропорты Москвы и улучшить прямое сообщение между регионами.
Почему налоговые льготы не спасли отрасль от потерь
Несмотря на господдержку, российские авиакомпании по-прежнему нерентабельны. В 2016 году их убытки выросли на 17,6%, до 10 млрд руб. Наибольшие потери приходятся на внутренние перевозки: несмотря на временное снижение НДС до 10%, эти рейсы принесли компаниям 33 млрд руб. убытка.