ОАО РЖД и ФАС делят плацкарт
За отказ от продажи билетов монополии грозят штрафы
Конфликт между ОАО РЖД и ФАС вокруг цены билетов в плацкарт набирает обороты. После того, как ОАО РЖД объявило, что пока не может начать продажи билетов в плацкарт на 2018 год, служба уведомила, что если компания не начнет продажи с 16 ноября, ей грозит оборотный штраф. ОАО РЖД не может начать продажи из-за неустановления ФАС тарифа на эти виды перевозок, причем позиция у участников конфликта совершенно разная: ОАО РЖД требует индексации цены на 3,9%, а ФАС настаивает на скидке в 10%.
ФАС в субботу пригрозила ОАО РЖД оборотным штрафом, если перевозчик не откроет продажи билетов в плацкартные и общие вагоны составов дальнего следования с 16 ноября. «Если продажа дешевых билетов не возобновится до этого срока, ФАС России может завести дело по признакам нарушения части 1 статьи 10 ФЗ о защите конкуренции»,— сообщила служба, отметив, что этой статьей предусмотрены санкции в виде оборотного штрафа и дисквалификации руководителя организации, нарушившей закон.
3 ноября ОАО РЖД объявило, что временно приостанавливает продажу билетов в плацкартные и общие вагоны на даты с 1 января 2018 года (кроме категории «скоростной»). Компания объяснила, что продажи билетов будут возобновлены сразу же после принятия соответствующих решений, а если назначенные тарифы будут отличаться от ранее установленных, пассажирам будет компенсирована разница в стоимости или предложен возврат без штрафных санкций.
Тарифы на проезд в плацкартных и общих вагонах регулируются государством, их устанавливает ФАС. На купе, СВ и люкс ценообразование свободное. По законодательству, ОАО РЖД обязано открывать продажи билетов за 45 дней до даты отправления. Вместе с тем, как поясняют в компании, с 2016 года она начинает продажи за 60 дней, вследствие чего она должна была бы, при наличии тарифных решений, уже с 3 ноября начать продажи билетов на новый год. Официального тарифного решения в это время не было и в прошлом году (приказ ФАС вышел 23 декабря 2016 года), однако в макропрогнозе Минэкономразвития к тому времени уже была указана индексация в 4%.
Но в этом году взгляды на индексацию тарифов на пассажирские перевозки в регулируемом сегменте у ОАО РЖД и ФАС различаются кардинально. ОАО РЖД ориентируется на индексацию на уровне 2017 года — то есть, 3,9%. А ФАС, как писал “Ъ” 30 октября, выступила с предложением ввести скидку в 10%. Служба аргументировала это тем, что сейчас ОАО РЖД проигрывает конкуренцию за пассажиров авиатранспорту, и вернуть их принципиально важно. Решение было вынесено на обсуждение правления ФАС 31 октября, но, по словам замруководителя службы Александра Редько, Минтранс и Минэкономики эту инициативу заблокировали, и обсуждение было отложено до совещания в правительстве, назначенного на 10 ноября.
По мнению ФАС, вернуть доходность пассажирским перевозкам в регулируемом сегменте можно только за счет снижения стоимости перевозок и обновления подвижного состава.
Этот сегмент перевозок планово убыточен, и расходы Федеральной пассажирской компании (ФПК, входит в ОАО РЖД и обслуживает пассажирские перевозки в дальнем следовании) на плацкартные и общие вагоны покрываются за счет бюджетных субсидий.
В проект бюджета на 2018 год по этой статье заложено 9,01 млрд руб.
Скидку в 10% для пассажиров ФАС хотела ввести вместо предлагаемой ОАО РЖД скидки в 6% к тарифу на грузоперевозки для нефтяных компаний, которыми монополия хотела привлечь нефтяников, переключивших на трубопроводный транспорт свои высокодоходные грузы, обратно на железную дорогу. ФАС утверждала, что давать скидку нефтяникам, у которых сейчас цены на пике, не следует, а снижение цен для пассажиров на 10% как раз эквивалентно 6% скидки на нефтяные грузы. Потери ОАО РЖД от неиндексации цен на нефтяные грузы оценивались в 18 млрд руб. Исходя из этой логики, и за снижение цен для пассажиров бюджету придется заплатить 18 млрд руб, причем это — сверх уже заложенных на компенсацию 9 млрд руб, и неиндексации в плюс, поскольку макропрогноз, на котором базировалась оценка размера субсидий, предполагал рост в 4%.
Как РЖД планирует тарифицировать грузовые перевозки
“Ъ” стали известны детали проекта нового финансового плана ОАО РЖД на 2018–2020 годы. Через три года монополия планирует выйти на прибыль в 68,5 млрд руб.— в 20 раз большую, чем должна быть по итогам 2017 года. При этом в ОАО РЖД говорят об ухудшении структуры погрузки, настаивая на индексации тарифов в 2018 году на 6%. Однако ФАС подготовила для монополии более радикальное решение: полностью изменить систему «тарифного коридора», давая скидки не менее 50% на десять лет за каждую новую привлеченную на сеть тонну.