Проверка на прочность
Мария Мельникова о гонке Volvo Ocean Race
Восемь месяцев в океане — испытание само по себе не из легких. Провести же такое время в гонке, иногда в чрезвычайно сложных условиях, лишь изредка сходя на берег,— задача для настоящих мореплавателей.
Такую проверку на прочность проходят сейчас члены семи экипажей яхтенной регаты, стартовавшей в середине октября из Аликанте. Им предстоит пройти сложнейшим маршрутом — из Испании через Португалию, Южную Африку и Китай в сторону Новой Зеландии, США, а затем Британии и Швеции, чтобы финишировать в Гааге. Яхтсмены из Испании, Китая, США, Гонконга, Австралии, Великобритании и Голландии преодолеют расстояние в 45 тысяч морских миль (примерно 83 тыс. км) по южным и северным морям, водам Антарктики. Их будут подстерегать гигантские волны и ураганные ветра, им придется испытывать экстремальные перепады температуры.
Впервые такая кругосветная яхтенная регата проводилась в 1973 году и носила другое название: Whitbread Round The World Race. Это было любительское соревнование, в котором участники выступали на комфортабельных яхтах без серьезного технического оснащения, пользуясь простыми навигационными приборами и барометрами. Да и серьезных спортивных задач яхтсмены перед собой не ставили — мероприятие затевалось фанатами длительных морских прогулок скорее ради удовольствия.
В 1998 году компания Volvo выкупила права на регату, сейчас они находятся в совместной собственности корпорации Volvo Car Group и Volvo Group.
С того времени многое изменилось: концерн привнес в мероприятие современные технологии в области маркетинга и логистики. Был создан инновационный центр управления гонкой, Volvo Ocean Race получила новый формат освещения, включая интернет-трансляции, а также трехмерный симулятор, отслеживающий положение лодок на глобусе в реальном времени.
Изменения коснулись и спортивной составляющей регаты. Теперь десять членов экипажа — это профессиональные спортсмены и шкиперы, и лишь одиннадцатый — специальный корреспондент, чья задача — подготовка и отправка материалов о ходе гонки и работе команды. Да и современные лодки очень отличаются от яхт, которые участвовали в первых гонках.
В этом году уже второй раз подряд в гонках участвуют яхты класса Volvo Ocean 65; цифра 65 в названии означает длину по ватерлинии — 65 футов (19,8 м). Все они проектируются и строятся индивидуально, но должны соответствовать определенным техническим требованиям в части веса, размера, глубины осадки и типа двигателя.
Материалы для строительства также используются высокотехнологичные, преимущественно кевлар и углепластик, для снижения веса яхты. Все направлено на достижение одной цели: выиграть гонку, поэтому на борту — минимум комфорта. Здесь нет кают, вместо обеда — сухой паек из сублимированных продуктов, а после захода солнца становится совсем темно, так как искусственного освещения тоже нет. Зато лодка весом более 12 тонн развивает скорость более 30 узлов, что для судов такого класса — отличный показатель.
Как и в других технологичных видах спорта, большое внимание здесь уделяется безопасности: после каждого этапа лодки отправляются на техобслуживание, где все механические части проходят проверку. На подготовку к следующему старту уходит по нескольку сотен часов.
Зрительский интерес к этим соревнованиям просто невероятный. Как и прежде, яхты совершают остановки в двенадцати крупных городах: Лиссабоне, Кейптауне, Гонконге, Окленде, Ньюпорте, Кардиффе, Гетеборге и других. И в каждом городе устроена гоночная деревня, где фанаты и зрители могут встретиться с участниками регаты, посетить их шатры, осмотреть яхты, принять участие в промомероприятиях, шоу, сходить на тематические выставки, посмотреть трансляции гонки, приобрести сувениры и почувствовать себя причастными к событию.
Например, в Лиссабоне, который принимает регату уже в третий раз, зрители могли наблюдать за технической подготовкой яхт к старту, а затем здесь была проведена портовая гонка, за которой вживую следили и болели за свои экипажи все желающие.
В мае 2017 года концерн объявил о запуске ряда проектов, реализация которых обещает гонкам революционные изменения. В числе этих проектов создание 60-футовой однокорпусной лодки на подводных крыльях и летающего катамарана, которые позволят в полной мере испытать яхтсменов на океанских и портовых этапах регаты.
Финальный, одиннадцатый этап регаты завершится 30 июня 2018 года в Гааге, и правила гонки таковы, что победитель определится только на финише.