За Панамой открываются Бермуды
Обнаружена утечка документов из офшорной регистрационной фирмы Appleby
Вторая после Panama Papers крупная утечка документов из компании-регистратора офшорных юрисдикций подтверждена: группа Appleby, работающая в том числе на Бермудских и Каймановых островах, подтвердила сообщение журналистского консорциума ICIJ (International Consortium of Investigative Journalists) о ней. Речь идет о 13,5 млн конфиденциальных документов из переписки группы с клиентурой. Наибольший интерес представляют утечки документов Glencore. Кроме того, репортеры ICIJ обнаружили инвестиции министра торговли США Уилбура Росса в транспортную компанию Navigator, работающую с СИБУРом, и инвестиции DST Group в Facebook и Twitter — эта информация, впрочем, ранее официально раскрывалась. В числе пострадавших от утечки — британская королева и Apple.
По сообщению ICJI, репортерского консорциума, созданного журналистами ряда мировых медиа и независимых расследователей в 1997 году и ставшего широко известным в 2015 году после получения ими Panama Papers — архива внутренней переписки и документации панамской фирмы-регистратора Mossack Fonseca, члены консорциума некоторое время назад получили архив сообщений и документов компаний группы Appleby Global. Appleby — старейшая и крупнейшая компания-регистратор на Бермудских островах, кроме этого, компания активно работает на Каймановых островах и еще в 17 офшорных юрисдикциях.
Архив сообщений, названный ICIJ «Райский архив» (Paradise Papers), немного больше, чем «панамский архив» (13,6 млн записей против 11,5 млн документов Mossack Fonseca) и устроен аналогично — меньшую часть составляют регистрационные документы Appleby в офшорных юрисдикциях, большую — внутренняя переписка компании и коммуникации с клиентурой.
Кроме этого, в составе архива небольшая часть сообщений частной трастовой компании Asiaciti, и независимой с 2016 года «дочки» группы — Estera. Как и «Панамский архив», «Райский архив» передан ICIJ немецкой газетой Süddeutsche Zeitung, происхождение документов не раскрывается, утверждается лишь, что у архива было несколько источников. Appleby заявила, что файлы были украдены в результате компьютерной атаки, однако подробностей не раскрыла и в целом отказалась комментировать переписку с клиентами. Датировка документов крайне широка — с 1950-х по 2016 год.
Одна из публикаций ICIJ, собственно, посвящена бизнесу Appleby. В ней компания, в частности, обвиняется в ведении «сотен» дел с клиентурой без присвоения ей соответствующих внутренних ID (де-факто секретных клиентов, обходящих общие процедуры), хотя в основном подтверждается изучение компанией клиентов с точки зрения риска отмывания денег и нарушения законодательств как офшорных, так и национальных юрисдикций. Appleby проверялась в последние годы аудиторами многих офшорных юрисдикций, в 2016 году компания на Бермудах была оштрафована за нарушение порядка ведения дел на $500 тыс., информация о чем не раскрывалась ни властями офшора, ни самой компанией. Группа отрицает какие-либо нарушения законодательств юрисдикций, в которых она работает.
Наиболее чувствительна с точки зрения крупного бизнеса утечка в «райском архиве» документов исторически крупнейшего клиента Appleby на Бермудах — группы Glencore. Подробная статья на основе части документов Glencore опубликована ICIJ в отношении бизнеса группы в Демократической Республике Конго, описываются финансовые детали вхождения Glencore в горнодобывающий проект Katanga Mining, конкретных обвинений в финансировании коррупции в Конго в тексте нет. Впрочем, реальный объем утечки корпоративной документации Glencore сейчас неочевиден, известно лишь, что в «райском архиве» есть какие-то документы по проектам, названным кодовыми словами «Проект США» (это документы по покупке в 2012 году Glencore крупного канадского зернотрейдера), «Проект Большая игра» (некая российская сделка — предположение о том, что они могут быть связаны с участием Glencore в приватизации «Роснефти», сейчас нельзя ни подтвердить, ни опровергнуть — никаких сведений об этом просто нет), проекты «Рассвет», «Эверест» и другие. Glencore — достаточно закрытая компания с политически чувствительным трейдинговым бизнесом.
Вторая часть расследований ICIJ выглядит как открытая попытка включиться в медийную кампанию в США против президента Дональда Трампа и его команды. Какой-либо информации, прямо компрометирующей господина Трампа, его родственников и министров его правительства, в «Райских бумагах» не обнаружено, несмотря на заголовок публикации «Связи Трамп-Россия и его копилки раскрыты на 1%».
В документах Appleby содержатся сообщения об участии министра торговли США Уилбура Росса с 2014 года в фондах, владеющих транспортной компанией Navigator — она продает услуги по перевозке химических продуктов, в том числе, российскому СИБУРу (объем продаж — около $68 млн за два года) и венесуэльской PDVSA.
Инвестиции господина Росса в компании, связанные с Navigator, исправно заявлялись в декларациях министра. Из информации авторы делают выводы о возможных связях министра торговли (состояние 79-летнего Уилбура Росса, пришедшего в министерство после почти 60-летней карьеры, составляет несколько миллиардов долларов) с совладельцем СИБУРа Кириллом Шамаловым. Вторая обнаруженная «российская связь» окружения Дональда Трампа связана с инвестициями фонда DST Group в Twitter и Facebook. В «райском архиве» обнаружены документы, связанные с операциями DST через офшорную компанию Kanton Services, причем мнения экспертов ICIJ о том, с кем именно из российских инвесторов цифровых компаний — ВТБ, «Газпроминвестхолдинга» или даже «Газпрома» — расходятся. Статья подробно и довольно обще обсуждает карьеру создателя DST Юрия Мильнера и его связи с российскими властями. В качестве потенциальной связи этой темы с Дональдом Трампом предлагаются личные инвестиции господина Мильнера в компанию по торговле недвижимостью Cadre, принадлежащую мужу Иванки Трамп, дочери Дональда Трампа,— Джареду Кушнеру, приводится информация об однократной деловой встрече господ Мильнера и Кушнера.
Третья часть расследований, пока фрагментарная, посвящена многочисленным документам «райского архива» с упоминаниями инвестиций «звездных» клиентов, из которых сложно делать какие-либо выводы.
В числе клиентов офшоров на Кайманах и Бермудах обнаружены компании Nike, Apple и еще около 100 крупных транснациональных компаний. Зафиксированы инвестиции в офшорных юрисдикциях королевы Великобритании Елизаветы II в компании в сфере потребительских услуг и наличие офшорных компаний у ряда министров в правительстве Дональда Трампа (упомянуты ли они в декларациях, прямо не сообщается).
Также заявлены документы из довольно закрытой юрисдикции — острова Мэн,— посвященные трастовому владению яхтами и бизнес-джетами «звездными» клиентами (пока в публикациях речь шла только о предпринимателях из Азербайджана). Наиболее политически чувствительным, видимо, является сообщение об использовании ближайшим соратником премьер-министра Канады Джастина Трюдо, главным фандрайзером Либеральной партии Канады Стивеном Бронфманом схем оптимизации налогов через офшорные юрисдикции — информация об этом обнаружена в «райском архиве». Переписка Appleby по поводу американских совладельцев вовлеченной в дела Бронфмана компании Kolber Trust действительно выглядит крайне неоднозначной, в канадском парламенте 1 ноября лидеры оппозиции передали премьер-министру Трюдо ряд официальных запросов, ответы на которые пока не получены.
Какая доля мирового ВВП осела в офшорах
Объем активов в офшорах составляет 10% мирового ВВП, утверждают исследователи из Национального бюро экономических исследований (NBER). Этот показатель существенно разнится — если для скандинавских стран речь идет о нескольких процентах ВВП, то в России, странах Персидского залива и Латинской Америки он достигает 60% ВВП. Учет офшорных активов резко меняет картину имущественного расслоения, основанную на национальных налоговых данных, отмечают в NBER.