Вектор на глобальную конкуренцию сохраняется
Стратегия-2030
Основной целью Стратегии социального и экономического развития Петербурга до 2030 года городские власти зафиксировали формирование глобальной конкурентоспособности города. В связи с непростой экономической ситуацией отдельные ее индикаторы были пересмотрены, однако общая направленность сохранилась. Представители власти и бизнеса видят приоритет в развитии промышленности и цифровой экономики.
Петербург уже сейчас является ведущим центром энергомашиностроения России, говорит председатель городского комитета по промышленной политике и инновациям Максим Мейксин. В городе расположены основные производства "Силовых машин", работают предприятия "РЭП Холдинга", "Ижорских заводов" и Кировского завода. Судостроительный кластер Петербурга также достаточно хорошо известен и в России, и за рубежом: в городе находится более 40 организаций судостроительной отрасли, а продукция индустрии судостроения составляет более 20% всей машиностроительной и более 50% оборонной продукции, выпущенной в Петербурге. За 2016 год в Петербурге было спущено на воду десять кораблей различных классов, за первое полугодие 2017 года — пять, напоминает председатель комитета.
Еще одним из наиболее динамично развивающихся и перспективных направление в городе является фармацевтический кластер: в его структуру на территории Петербурга входит более 140 компаний. Они выпускают около 250 наименований лекарственных средств, защищенных почти 400 патентами, а с учетом имеющего потенциала научно-технической базы и уровня подготовки кадров ожидаемый рост номенклатуры выпускаемых товаров может составить более десяти новых наименований лекарственных средств в год, говорит господин Мейксин.
Сейчас у российских производителей активных фармацевтических субстанций существует реальная возможность заявить о себе на мировом рынке, соглашается с ним президент компании "Активный компонент" Александр Семенов. В первую очередь — за счет ситуации, которая складывается на рынке лидеров по производству и поставкам ингредиентов — Индии и Китая.
Индия внедряет госпрограмму импортозамещения, согласно которой вводит таможенные пошлины на экспорт всех локальных субстанций, а в Китае происходит массовое закрытие предприятий из-за введения штрафов в связи с тяжелой экологической ситуацией. "В связи с этим цены на китайские и индийские субстанции для внешних рынков взлетят в цене в самом скором времени. Уже сейчас наши партнеры сталкиваются с ситуацией, когда разница в цене между некоторыми субстанциями российского и иностранного производства может достигать пяти раз",— говорит он.
Чтобы занять долю рынка экспортеров из Индии и Китая, российским производителям нужно нарастить объем экспорта продукции, для укрепления позиции на международном рынке нужна сильная производственная база, которая достигается за счет инвестиций в модернизацию уже существующих предприятий и создания новых. "Это сложно без государственной поддержки. Отрасли нужна комплексная инвестиционная программа развития, которая должна включать предложения по введению экспортных и налоговых преференций, понятных программ субсидирования и льготного кредитования для укрепления позиции российских производителей на иностранных рынках. Также программа должна учитывать систему выстраивания вертикальных интегрированных цепочек, то есть стимулировать не просто производство активных фармсубстанций, но и химических интермедиатов, на основе которых эти субстанции создаются. Тем более что в России это сделать проще, поскольку имеется крепкая производственная и научная база",— говорит господин Семенов. Подробнее про перспективы фармацевтического кластера читайте на стр. 15.
Цифровая перспектива
В первую очередь Петербургу нужно опираться на отрасли, в которых он уже зарекомендовал себя на мировых рынках: IT, программирование, цифровые технологии, так как в этих отраслях за городом давно закрепилась репутация кузницы кадров, считает генеральный директор ООО "Город-спутник "Южный"" (структура компании "Старт Девелопмент") Сергей Хромов.
Инструментом ускорения развития различных направлений городской промышленности, в том числе и в высокотехнологичной сфере, является прямая финансовая поддержка инновационных компаний и проектов, а также помощь в привлечении финансовых ресурсов, отмечает господин Мейксин. В Северной столице этот инструмент работает эффективно: по итогам 2016 года петербургские предприятия в рамках различных программ поддержки, а также в виде льготных займов получили более 40 млрд рублей.
Другой инструмент создания условий для технологического рывка — это выращивание компаний — национальных лидеров. Министерство экономического развития РФ сформировало список из тридцати российских частных компаний, девять из которых работают в Петербурге и им оказывается адресная поддержка.
За рубежом известна продукция таких петербургских предприятий, как "Рубин", "Диаконт", "Радар ММС", "Алмаз-Антей", которая, по словам господина Мейксина, соответствует мировому уровню и успешно участвует в глобальной конкуренции. "Один из самых актуальных примеров: "Диаконт" совместно с ИТМО (институтом точной механики и оптики) разработал уникальный продукт — полностью роботизированную производственную линию по выпуску электромеханических приводов, которая располагается в Италии, а управляется из Петербурга",— поясняет он.
Кроме того, в Петербурге сформирована инфраструктура поддержки инновационных проектов на всех этапах развития инновационного продукта — от посевной стадии до продажи бизнеса. "Для усиления конкурентоспособности предприятий Петербурга и ускоренного внедрения инноваций на производствах в нашем городе реализуется кластерная политика, реализуется проект создания особой экономической зоны технико-внедренческого типа, ведется инженерная подготовка промышленных зон для размещения производств, разработана нормативно-правовая база для заключения специальных инвестиционных контрактов и работает Фонд развития промышленности",— напоминает он.
Для развития перспективных отраслей, считает Сергей Хромов, необходимы вложения как со стороны государства, так и со стороны бизнеса: государству необходимо понимание того, что развитие приоритетных отраслей позволит осуществить принятую стратегию развития страны, а бизнесу должна быть очевидна экономическая выгода и гарантии поддержки той или иной отрасли или проекта со стороны государства.