"По инициативе участников отрасли была обеспечена публичность реформы"

мнение

В ходе многочисленных открытых и закрытых дискуссий с регулирующими органами крупным участникам рынка удается добиваться уступок от государства по введению новых требований к лизинговым компаниям. О том, как складывается диалог с властями о реформе отрасли, рассказал "Ъ" генеральный директор "Газпромбанк Лизинга" МАКСИМ АГАДЖАНОВ.

Фото: Дмитрий Духанин, Коммерсантъ

— Насколько конструктивной вы считаете публичную дискуссию о реформе рынка лизинга в России? Почувствовали ли вы уступки со стороны ЦБ?

— Мы являемся активным участником процесса и в целом удовлетворены тем, как складывается диалог с регулятором. Власти готовы слушать и слышать рынок. В частности, по инициативе участников отрасли был разработан план реформы и, главное, обеспечена ее публичность. Важно, чтобы о ходе реформы на всех ее этапах были проинформированы все заинтересованные стороны — и клиенты, и инвесторы, а не только лизинговые компании, участники специализированных ассоциаций и подкомитетов.

Наши текущие предложения касаются защиты интересов добросовестных участников рынка и снижения требований, которые регулятор планирует применять к лизинговым компаниям с целью смягчения перехода к новому регулированию. Мы выступаем за разграничение требований регулятора к капиталу лизинговых компаний в зависимости от объемов бизнеса, за возможность совмещения лизинговыми компаниями основной деятельности с иной коммерческой деятельностью. Мы также выступаем за введение понятия "лизинговой группы" и "головной лизинговой компании", чтобы применять требования о минимальном размере капитала не к каждой из входящих в группу организаций, а к группе в целом, при этом обязанность сдачи консолидированной отчетности распространять только на головную компанию группы.

Уверен, что, находясь в конструктивном диалоге, участники рынка и регулятор смогут выработать решение, отвечающее интересам всех сторон.

— В ЦБ заявляют, что требования к минимальному капиталу лизинговых компаний беспрецедентно низкие, а тем компаниям, которым это не по силам, советуют объединяться друг с другом. Разве есть вопросы у участников рынка к пункту реформ о минимальном собственном капитале?

— В настоящее время эти критерии четко не определены, и не ясна методология их определения. В зависимости от итоговой методологии будет понятно, каким образом рынок будет трансформироваться.

Нам известно, что некоторые компании рассматривают варианты объединения и присоединения. Здесь важно понимать, что в случае подобной "реорганизации" их действующие лизинговые портфели станут дороже для клиентов, поскольку у вновь создаваемых структур возникнут обязательства по налогу на имущество. Его величина разнится в зависимости от региона деятельности и видов имущества, но в среднем это 2,2%. А это значительная часть маржинального дохода региональных компаний. А в случае капиталоемких сделок, эта величина даже перекрывает процентную маржу лизинговых компаний по проекту. Поэтому результатом реорганизации небольших компаний, например по принципу объединения, станет либо снижение доходности портфеля, либо удорожание их услуг.

— Поможет ли создание реестра лизинговых компаний очистить рынок от серого сегмента?

— По данным Федеральной налоговой службы (ФНС), в России зарегистрировано более 670 тыс. компаний, записавших лизинг себе в основные виды деятельности, из них 3,2 тыс. используют слово "лизинг" в своем наименовании. Нужно совершенно четко понимать, что для подавляющего числа подобных организаций название — единственное, что привязывает их к лизинговой отрасли.

Ежегодно налоговые органы фиксируют "смерть" около 100 лизинговых компаний. В 89% случаев речь идет о принудительном регулировании "брошенных" юридических лиц, то есть ФНС вынужденно аннулирует регистрацию тех, кто перестал платить налоги, сдавать отчетность и "пропал с радаров".

Число компаний, которые занимаются лизинговым финансированием на регулярной основе, до смешного мало: всего 20% от общего числа зарегистрированных, что видно по данным ФНС. Впрочем, и эта часть рынка для регуляторов во многом Terra Incognita. Представители ЦБ на отраслевых мероприятиях не раз указывали на то, что на запросы о предоставлении информации о финансово-экономическом состоянии отвечает не более 5% респондентов. То есть всего 5% лизинговых компаний не стесняются результатов своей деятельности и не боятся о ней рассказать. Это цивилизованный рынок? Можно ли на таком рынке реальному сектору ждать снижения стоимости и при этом роста количества предложений от лизинговых компаний?

Идеи, заложенные регулятором в основу реформы,— оздоровление рынка, вывод его на качественно новый уровень — верные и востребованные сегодня. Вопрос в том, удастся ли сохранить на рынке баланс и учесть интересы всех игроков.

Вся лента