Свободную торговлю стесняют честной
На саммите АТЭС Америка будет противостоять 20 экономикам
Еще полтора-два года назад идея о том, что Россия и Китай будут отстаивать принципы свободной торговли, а США — выступать за протекционизм, показалась бы безумной. Тем не менее именно противостояние Вашингтона и 20 экономик Азиатско-Тихоокеанского региона по поводу дальнейшей либерализации международных торговых режимов станет основным лейтмотивом открывшегося во Вьетнаме саммита организации Азиатско-Тихоокеанского экономического сотрудничества (АТЭС). По словам опрошенных “Ъ” российских экспертов, итоговая декларация лидеров участвующих экономик АТЭС в этом году, скорее всего, не будет согласована: позиция торгового представителя США Роберта Лайтхайзера состоит в том, что Вашингтону вообще невыгодно участие в многосторонних структурах такого рода.
«Честность» как торговая политика
Декларация лидеров участвующих экономик АТЭС, которая считается главным итогом саммита, в этом году может быть не согласована, полагают опрошенные “Ъ” эксперты. Причина — в позиции США и ее торгового представителя (министр торговли) Роберта Лайтхайзера. В мае на переговорах профильных министров АТЭС, которые содержательно предваряют встречу лидеров, итоговую декларацию согласовать не удалось именно из-за позиции США. «Вашингтон заблокировал практически все направления работы — как новые инициативы, так и те направления, по которым работали десять лет и более,— сообщила “Ъ” директор Российского центра исследований АТЭС Татьяна Флегонтова.— Существует серьезный риск, что по итогам саммита ситуация повторится».
Министр экономики России Максим Орешкин заявил тогда, что точка зрения США «неконструктивна» и идет вразрез с позициями остальных участников встречи. «Это непонятная позиция: все страны поддерживают развитие международной торговли, снятие торговых барьеров, отсутствие протекционизма, а одна страна выступает против этого»,— заметил он.
АТЭС — самая широкая площадка для обсуждения мер по либерализации двусторонней и многосторонней торговли в Азиатско-Тихоокеанском регионе, куда входит 21 субъект, включая Россию, государства Азии, Океании, Северной и Южной Америки. Председательство каждый год переходит к новому члену (в этом году — Вьетнам), который выбирает приоритетные темы для обсуждения и организует на своей территории ключевые мероприятия. Решения организации необязательны к исполнению, и она служит скорее площадкой для обмена идеями, а также для встреч представителей бизнеса и госорганов из разных стран. По ходу и атмосфере дискуссий на различных мероприятиях АТЭС всегда безошибочно можно понять общие тенденции в развитии торговли в самом динамичном на планете Азиатско-Тихоокеанском регионе.
По словам Татьяны Флегонтовой, при согласовании текста декларации лидеров американцы требуют заменить понятие «свободная торговля» понятием «честная торговля». «В правовом поле Всемирной торговой организации (ВТО, на нее ориентируется в своей работе АТЭС.— “Ъ”) такого термина нет, и на эти подходы не могут согласиться другие участники»,— полагает эксперт. Требование от других 20 членов АТЭС «честной торговли», на чем настаивают теперь США, отражает позицию президента Дональда Трампа, который продвигает идею о том, что «все страны, и особенно Китай, наживаются на США». «Американцы отозвали свое участие в Транстихоокеанском партнерстве (ТТП.— “Ъ”) и заявили, что будут строить экономические связи на уровне двусторонних отношений, а также бороться с несправедливой торговой практикой, которую многие страны используют в отношении США»,— считает руководитель Российско-китайского научного финансово-экономического центра Финансового университета Николай Котляров.
18 триллионов аргументов
Свою философию Роберт Лайтхайзер объяснил, выступая в сентябре на форуме в Center for Strategic and International Studies в Вашингтоне. «Я согласен с президентом, я верю в то, что США могут успешно соперничать с кем угодно в мире, если условия соревнования честны,— заметил тогда он.— Думаю, все согласятся с тем, что нынешний мировой рынок не честен и не свободен. Государства влияют на него субсидиями, тарифами, регулированием и многими схожими способами».
По словам торгпреда США, бороться за «честность» международных рынков надо «требованием взаимности от партнеров по торговле», выравниванием торгового баланса США (его дефицит на сентябрь 2017 года составил $43,5 млрд), пересмотром торговых соглашений, в которых участвует страна, и, конечно же, давлением на Китай. «Масштаб скоординированных усилий Пекина по развитию своей экономики, стремление субсидировать, заставлять другие страны передавать технологии — беспрецедентная угроза мировой торговле,— заявил господин Лайтхайзер.— ВТО просто не имеет инструментов для борьбы с этой проблемой».
По словам торгпреда, США перешли от «приоритета работы на многосторонних площадках» (АТЭС, ВТО, ТТП) к «работе с каждой страной в отдельности». «Если ваша экономика $18 трлн, вам легче вести переговоры один на один,— заметил он.— Вы не только получите лучшие условия, но вам также легче обеспечить их выполнение».
В ответ на запрос “Ъ” в Госдепартамент о позиции США на предстоящих переговорах и встрече лидеров АТЭС 10–11 ноября представитель ведомства заверил: Вашингтон сохраняет приверженность свободной торговле в АТР. «Главное, что многим трудно понять: разница между словами и делами,— пояснил собеседник “Ъ”.— Накопилось много соглашений, по которым президент Трамп хотел бы видеть конкретные действия. Думаю, это и станет основной темой его азиатского турне». Согласно имеющемуся в распоряжении “Ъ” перечню тезисов США на АТЭС, Вашингтон «привержен работе с партнерами над открытием рынков и продвижению высоких стандартов» и «собирается оставаться ключевым членом сообщества членов АТЭС». При этом США намерены требовать «структурных реформ организации для выравнивания условий» торговли, продвигать цифровую экономику, бороться за вовлечение в экономику женщин и снижение барьеров в торговле услугами.
У России на мероприятии есть своя повестка. По словам заместителя директора департамента Азии, Африки и Латинской Америки Минэкономики России Натальи Стригуновой, в 2017 году Москва сосредоточилась на продвижении Евразийского экономического союза и «закреплении за союзом статуса полноценного участника интеграционных процессов в АТР». Другие важные темы, которые предложила обсудить Россия,— «экономическое развитие и интеграция удаленных территорий», совершенствование механизмов госзакупок, развитие сотрудничества между инновационными кластерами, «создание системы мониторинга землетрясений и наводнений на основе использования интернета вещей» и многое другое.