Будет вечным
Вячеслав Бутусов отметил в Санкт-Петербурге 35-летие «Наутилуса»
Спев еще в 1980-х строчку «Эта музыка будет вечной, если я заменю батарейки», Вячеслав Бутусов вряд ли задумывался, что однажды она окажется чем-то вроде его творческого кредо. Батарейки, или, точнее, музыканты, так и меняются, а с ними и музыка. Едва распустив «Ю-Питер», Бутусов набрал новый состав и немедленно обратился к тем самым вечным песням. Группе «Наутилус Помпилиус» в этом году исполняется 35 лет. В ближайшем будущем должен выйти сборник «Гудбай, Америка», в котором главные песни «Наутилуса» обещаны в новых версиях. Бутусов же с новыми музыкантами сейчас дает концерты, на которых можно примерно понять, какими могут оказаться «старые-новые» вещи. Макс Хаген присоединился к аншлагу в БКЗ «Октябрьский».
Фото: Коммерсантъ / Александр Коряков
Фото: Коммерсантъ / Александр Коряков
Фото: Коммерсантъ / Александр Коряков
Фото: Коммерсантъ / Александр Коряков
Воссоединение «Наутилуса» — чем дальше, тем более туманный вопрос, но реюнионы и ветеранские объятия на сцене здесь уже и не очень-то нужны. Легенда может легко оставаться легендой, а для концертов хватит и ее лидера. Предположительно, у собранной заново группы Вячеслава Бутусова появится какое-то собственное название, но, кажется, и оно не слишком обязательно. Его образ и главенствующая роль все равно оказываются настолько самодостаточны, что, как ни называйся, все равно ассоциации будут только с ним. И само собой — с достижениями прошлого. 35 лет «Наутилуса» — дата хоть и полукруглая, но вполне повод эти достижения вспомнить, тем более что публика такие мероприятия встречает с неизменным восторгом. Сам же Вячеслав Бутусов, подобно этой музыке, тоже остается вечным — лишь слегка поседели виски да прибавилось сдержанности.
В теперешнем сет-листе собрались почти сплошь хиты «Нуатилуса» — что ни песня, то знакомая наизусть чуть не с детских лет. По экранам со всех сторон сцены шло прихотливое и четко попадающее в тему видео. «Эта музыка будет вечной» — старый телевизор показывает еще советскую концертную нарезку. «Зверь» — фильм «Брат», ужатый до пяти минут. «Казанова» — механическое сердце и какие-то летучие ведьмы со старинных гравюр. «Скованные одной цепью» — компьютерные бесконечные цепи голосующих и указующих рук, под конец песни прилетающих в зрителя уже кулаками. Здесь же возник и более человеческий намек. Как только песня завершилась, руки-цепи-кулаки сменились портретом Ильи Кормильцева, с которым история «Наутилуса», как ни крути, точно так же скована намертво. Во втором отделении концерта кроме экранов над музыкантами повис и надувной шар с теми же проекциями; вроде бы ход не слишком сложный, но впечатление производит очень выпуклое.
Переработки «Наутилуса» в ряде случаев, как ни странно, оказывались мягче, чем можно было предположить. Там, где когда-то был довольно обширный состав, сейчас играет обычная рок-группа с «добавками» — и аранжировки закономерно становятся разряженнее или проще. В одних случаях это было к лучшему, и гитаристу Вячеславу Супруну оставалось только работать с пространством и хрупкими как хрусталь партиями в «Утре Полины» и «Бриллиантовых дорогах». Рок-варианты «Дыхания» и «Титаника», наоборот, были несколько лобовыми. Частично новые версии были и слегка ускорены. Так, «Синоптики» превратились в резвую «латину», «Бриллиантовые дороги» стали прямее и получили некоторый электронный флер. «Доктор твоего тела» и вовсе прозвучала почти как качественная эстрада 80-х; где-то здесь вспоминался совсем не «Наутилус», а, например, Лайма Вайкуле. А если раньше песня «Люди» была нервным отказом от окружающего общества, то в новом виде подрастеряла экспрессию и даже изначальный смысл: получилась ровная и даже симпатичная поп-вещь с соло на трубе. В тексте же под стать ровному ритму вдруг зазвучало просто горьковатое философское успокоение — есть такие люди, и ничего не поделать.
Как можно было видеть раньше, по большим юбилейным поводам Бутусов проявляет изрядную выдумку с гостями. На сцене появлялись джазовый трубач Вадим Эйленкриг (в «Людях» и «Синоптиках») и даже настоящие эквадорские индейцы Хосе и Альберто — со всеми полагающимися перьями, флейтами и погремушками. Заморские музыканты получили сольные партии в «В прогулках по воде» и «На берегу» и внесли долю экзотики и некоторого сюра, грамотно подсбив хитовый пафос. Более старые и даже совсем неожиданные вещи были отданы детскому хору Петербургского радио и телевидения. Так, в его исполнении прозвучали песни «Сестры печали» и «Большое сердце» из альбома «Яблокитай» 97 года, а под конец — абсолютный раритет, «Ястребиная свадьба» аж 83-го. «Детские» версии с их одухотворенностью хоть в церкви исполняй на каком-нибудь благочестивом концерте.
Фото: Александр Коряков, Коммерсантъ
Религиозные обертоны, впрочем, звучали в БКЗ и более очевидным образом. Перед началом действа на экране прошли строчки из Первого послания к коринфянам: «Если я говорю языками человеческими и ангельскими, а любви не имею, то я — медь звенящая или кимвал звучащий…» В конце же сам Бутусов процитировал преподобного Силуана Афонского: «Если бы все люди покаялись и хранили заповеди Божии, то рай был бы на земле, ибо “Царствие Божие внутри нас”». Из зала доносились ответные «аллилуйя!» и «аминь!». Со все более глубокими личными обращениями Бутусова к вопросам веры и Бога в последнее время остается только гадать, каково ему тащить свое музыкальное бремя. Здесь, пожалуй, должны быть и своего рода смирение и воля, чтобы, оставаясь в пределах своего мировоззрения, работать с песнями, которые с тобой по сути срослись. И что бы с тобой ни происходило, манифесты «Хлоп-Хлоп», «Скованные» и «Шар цвета хаки» так и не теряют актуальности и востребованности у публики — пусть даже, от греха подальше, ты не будешь петь слово «черт».
Фото: Александр Коряков, Коммерсантъ
Под конец был прибережен простейший и сильнейший драматургический момент. Явление «Наутилуса» в одном лице завершилось отнюдь не хитовой и ожидаемой «Гудбай, Америка» — это, пожалуй, было бы слишком просто и даже пошловато. Самым последним номером на бис кроме «Князя тишины» стала душераздирающая песня «Черные птицы». И это вдруг оказался едва ли не самый прочувствованный момент концерта. Ее исполнение — после всей музыкальной и визуальной роскоши — просто под гитару буквально выливало ведро ледяной воды на притихшую публику. Смыслы можно было вылавливать бесконечно: преходящая слава, отказ от короны и всего, что ты видел. Не выходя из контекста «Наутилуса», Вячеслав Бутусов как специально отчеркнул все, что происходило буквально минутами ранее.
Фотогалерея
«Иногда я снюсь себе древним ребенком, а порой — новорожденным стариком»
« – Печально, что дети со временем разучиваются рисовать.
– Век живи, век разучивайся»
Вячеслав Бутусов родился 15 октября 1961 года в поселке Бугач Красноярского края. Семья Вячеслава часто переезжала из-за работы отца, транспортного инженера. Будущий музыкант успел сменить несколько школ в разных сибирских городах. Вячеслав Бутусов с детства увлекался музыкой, однако после окончания школы поступил в Свердловский архитектурный университет и даже успел поучаствовать в проектировании станций Свердловского метрополитена как начинающий архитектор
Фото: Из личного архива Вячеслава Бутусова
«Жизнь бездонна, а это означает, что мы обязаны парить из всех сил, чтобы не подвергнуться бесконечному падению»
На первом курсе института Вячеслав познакомился с Дмитрием Умецким (на фото справа), их объединила общая любовь к музыке. Молодые люди часто собирались и играли вместе, особенной популярностью пользовались зарубежные мелодии — Led Zeppelin, Creedence Clearwater Revival и др. В 1983 году, незадолго до окончания института, они выпустили любительский альбом «Переезд», куда вошли написанные ими песни
Фото: Коммерсантъ / Игорь Флис
«Хочется полноценности бытия и сумасбродности захватывающих чувств!»
В 1983 году Вячеслав Бутусов познакомился с Ильей Кормильцевым, будущим автором многих песен Бутусова. Спустя два года при участии Кормильцева музыкант записывает свой первый профессиональный альбом «Невидимка». А в августе 1986 года вышел второй альбом «Разлука», который сделал группу «Наутилус Помпилиус» популярной
Фото: Игорь Михалев / РИА Новости
«Там, куда мы так часто смотрим последнее время, есть то, чего нет у нас. Там нет нас самих»
Несмотря на славу во всероссийских масштабах, музыканты стояли перед выбором: рок в СССР не жаловали, а профессиональные занятия музыкой требовали от Бутусова и Умецкого, к тому времени имевших семью и детей (на фото Вячеслав Бутусов с дочерью в 1992 году), определенных жертв. В итоге оба написали заявления об уходе с основных работ по собственному желанию и посвятили себя музыке
Фото: Марина Коробкова / РИА Новости
Параллельно работе с «Наутилусом» вместе с Умецким выступал в составе группы «Степ», возглавляемой экс-барабанщиком группы «Трек» Евгением Димовым. Широкой известности коллектив не добился, а его дебютный альбом «Мост» в 1999 году был переиздан как сольник Бутусова
Фото: Юрий Трубников и Дмитрий Лебедев / Фотоархив журнала «Огонёк»
«Особая ценность вечности заключается в том, что ее можно познавать частями, но воспринимать как единое целое»
1988 год стал пиком популярности группы: они объездили всю Россию и даже побывали за границей в Финляндии. В этом же году вышел их новый альбом «Князь тишины», ставший впоследствии культовым. Однако в конце 1988 года Вячеслав Бутусов принял решение распустить группу из-за возникших разногласий с Дмитрием Умецким. Позже музыкант переехал в Ленинград и набрал новый состав группы. Изменения претерпела и музыка: стиль игры стал более жестким, а тексты песен — философскими и религиозными
Фото: Фотоархив журнала "Огонёк"
«Писание должно быть подобно полету бабочки — без знаков препинания, тормозящих ход мысли»
В ленинградский период были написаны песни, составившие альбомы «Чужая Земля» (1992), «Титаник» (1994) и «Крылья» (1995). «Яблокитай» (1996) и «Атлантида» (1997) стали последними альбомами «Наутилуса Помпилиуса». В 1997 году Вячеслав Бутусов начал сольную карьеру. Им были записаны альбомы «НезаконНоРожденный» (1997; совместно с Юрием Каспаряном) и «Овалы» (1998). Бутусов написал саундтреки к культовым фильмам Алексея Балабанова «Брат» и «Брат-2»
Фото: Коммерсантъ / Илья Питалев
«Для того чтобы находить правильные слова, нужно знать, как выглядят правильные буквы»
В 2001 году Вячеслав Бутусов создал группу «Ю-Питер». В 2003 году вышел первый альбом группы «Имя рек», а спустя год — «Биографика». Две песни с «Биографики» — «Песня идущего домой» и «Девушка по городу» — стали хитами
На фото слева направо: музыканты Андрей Макаревич, Вячеслав Бутусов и Юрий Шевчук
Фото: Коммерсантъ / Дмитрий Азаров
В 2011 году вышел документальный фильм «За рок» режиссера Олега Раковича, посвященный 25-летию Свердловского рок-клуба и роли уральского рока в российском музыкальном пространстве. Вячеслав Бутусов стал одним из центральных героев фильма
Фото: Коммерсантъ / Валерий Мельников
«Удивительно то, что классическое ничегонеделание требует колоссальных усилий»
Первую награду Вячеслав Бутусов получил в 1989 году, став лауреатом премии Ленинского комсомола. На церемонию награждения музыкант не явился, а полученные деньги отдал на благотворительность. В 2005 году Бутусова отметили премией «Муз-ТВ» за вклад в развитие отечественной рок-музыки. В 2011 году музыкант удостоился ордена «За заслуги перед отечеством» четвертой степени (на фото президент Дмитрий Медведев вручает Вячеславу Бутусову орден)
Фото: Владимир Родионов / РИА Новости
«Иногда я снюсь себе древним ребенком, а порой — новорожденным стариком»
В 2007 году Вячеслав Бутусов выпустил книгу «Виргостан», в которую вошли две повести и словарь житейских состояний. Позднее вышли еще две книги, написанные музыкантом,— «Антидепрессант. Со-Искания» (2007, написана совместно с Николаем Якимчуком) и «Архия» (2011)
Фото: Коммерсантъ / Денис Вышинский
«У людей принято быть разделенными на пары. Такова их скорбная участь»
Уже более 20 лет музыкант женат вторым браком на Анжелике Эстоевой (на фото), с которой у него трое детей — две дочери Ксения и Софья и сын Даниил. У Вячеслава Бутусова также есть старшая дочь Анна от первого брака с журналистом Мариной Добровольской-Бутусовой
Фото: Коммерсантъ / Александр Петросян
В 2013 году Вячеслав Бутусов принимал участие в благотворительном мультипликационном проекте «Летающие звери». В нем также участвовали Чулпан Хаматова, Андрей Макаревич и Сергей Маковецкий. Прибыль от товаров с изображениями персонажей этого мультфильма пошла на лечение детей
На фото: Вячеслав Бутусов со средней дочерью Ксенией на балу дебютанток Tatler, 2012 год
Фото: Коммерсантъ / Юрий Мартьянов
В 2015 году группа «Ю-Питер» завершила работу над пятым студийным альбомом под названием «Гудгора». Релизу предшествовали несколько синглов в формате видеоклипов — все они были собственноручно смонтированы Вячеславом Бутусовым. 26 февраля 2017 года музыкант объявил о распаде «Ю-Питера»: «Сейчас мы приступаем к подготовке грандиозного проекта — празднованию 35-летия „НАУ“, собираем новую команду и делаем жизнеутверждающую программу». В октябре того же года в концертном зале Event-Hall сити-парка «Град» Вячеслав Бутусов отметил 35-летие «Наутилус Помпилиус»
Фото: Коммерсантъ / Михаил Гребенщиков
«Я все больше и больше проникаюсь любовью к умеющим достигнуть гармонии в этом сумбурном мире»
После распада группы «Ю-Питер» Бутусов собрал новый коллектив, получивший название «Орден Славы». В ноябре 2019 года вышла дебютная пластинка «Аллилуия»
Фото: Коммерсантъ / Александр Казаков