Контроль приписали задним числом
Минтранс внес методы проверки авиакомпаний в старый документ
После краха «ВИМ-Авиа» и последовавшей за этим резкой критики со стороны президента Минтранс сформулировал параметры, по которым предлагает контролировать устойчивость авиакомпаний. Государство намерено получать от них финансовую отчетность в сжатые сроки, контролировать рост парка и долги перевозчиков перед контрагентами. Ведомство даже успело внести проект такого приказа, но для ускорения процесса просто добавило новые нормы в один из давно обсуждавшихся документов на другую тему. Источники “Ъ” в отрасли сетуют, что новые требования с ними никто не обсуждал, хотя Минтранс уверяет, что расширил документ «с учетом замечаний экспертов».
Правительство подготовило план усиления контроля за авиакомпаниями, сообщил вчера Дмитрий Медведев на совещании о совершенствовании регулирования пассажирских авиаперевозок. По его словам, первый блок регулирования «направлен на повышение качества контроля», ведомства «будут дополнительно отслеживать показатели компаний, активно наращивающих авиапарк». Это, заявил премьер, говорит о том, что «перевозчик постоянно берет в лизинг самолеты, продает на них билеты, чтобы покрыть расходы на эксплуатацию имеющихся». В результате «возникает пирамида, которая в конце концов заканчивается весьма прискорбно».
Процедура контроля зафиксирована в 2009 году в Федеральных авиационных правилах (ФАП). Ее усиление начали обсуждать сразу после краха «ВИМ-Авиа», которая активно нарастила парк, но в сентябре признала, что из-за долгов в 10 млрд руб. не может продолжать деятельность. Тогда Владимир Путин жестко критиковал главу Минтранса Максима Соколова и вице-премьера Аркадия Дворковича, заявив, что чиновники «никак не могут выработать нормальное правовое регулирование». На прошлой неделе заместитель главы Минтранса Валерий Окулов сообщил, что методика «будет опираться не на бухгалтерскую отчетность, а на более оперативные индикаторы» — рост долгов перед контрагентами. Но он добавил, что у авиакомпаний есть опасения того, что могут быть «не объективные, а субъективные решения».
Усиление контроля записали теперь в проекте приказа Минтранса, вносящем изменения в ФАП-246 и опубликованном на regulation.gov.ru. Проект изначально должен был лишь давать льготы по получению сертификата эксплуатанта перевозчиками, берущими новые российские самолеты. Но в конце октября на портале появилась дополненная редакция, куда и внесли методику о «приостановлении действия» сертификата, если авиакомпания находится в «неудовлетворительном финансово-экономическом состоянии». Исходя из дат публикации, новая редакция появилась уже после публичного обсуждения.
В проекте теперь описаны формы отчетности компании, значения показателей для оценки ее экономического состояния и причины ограничения сертификата. Перевозчик должен давать данные о перевозках, парке и о финансовой деятельности за год и каждый квартал. В условия ограничения сертификата внесены, в частности, просроченная задолженность по зарплате за два месяца, за аэропортовое обслуживание, топливо или задержка более 20% рейсов в месяц. Сертификат приостанавливают при неудовлетворительном финансовом состоянии за два квартала.
В Минтрансе сообщили, что концепция проекта расширена «с учетом замечаний экспертов, а также необходимости доработки, в том числе по замечаниям ведомств». В Минэкономики говорят, что подготовили положительное заключение общественно регулирующего воздействия на изменения ФАП с замечаниями. В частности, Росавиацию предложено наделить полномочиями по оценке финансово-экономического положения компаний. Управляющий партнер компании «Деловой фарватер» Роман Терехин замечает, что авиакомпаниям следует направить консолидированные предложения напрямую главе Минтранса в формате запроса. В этом случае до утверждения документа замечания перевозчиков могут быть учтены.
Источник “Ъ” в «Аэрофлоте» говорит, что компания уже регулярно публикует отчетность, заверенную аудиторами. В S7 согласны с тем, что надо контролировать показатели компаний, наращивающих парк. Но источник “Ъ” на рынке добавляет, что изменения не обсуждались с отраслью и выглядят «карательными мерами» за крах «ВИМ-Авиа» и критику Минтранса. Финансовая ситуация перевозчиков зависит от сезона, добавляет он: летом риски растут у чартерных авиакомпаний: они набирают емкости, пытаясь на пике спроса получить прибыль, которая позволит пройти низкий сезон. Но малейшее изменение на рынке приводит к неконтролируемым последствиям, ужесточение требований «вряд ли поможет работать на опережение», считает он.