Разгульные мертвецы
Иван Давыдов о «Тайне Коко»
В прокат выходит мультфильм студии Pixar «Тайна Коко» о мексиканском мальчике Мигеле, который путешествует по миру мертвых. На контурной карте мировой анимации закрашены сразу два белых пятна — страна Мексика и мир мертвых, который в мексиканской культуре совсем не так печален и страшен, как в европейской
Мертвые живут веселее живых. Города у мертвых красивее. На черепах у мертвых (а все мертвые — это ходячие скелеты с глазами) — красивые татуировки. Или гравировки — не сразу и сообразишь, как тут правильно выразиться. Одежда у иных истлела, но и это их не портит. Все в мире мертвых яркое, почти слепящее, как фон автопортретов Фриды Кало. Сама Фрида, кстати, большой и уважаемый человек в этом сияющем мире. Оно и неудивительно: это ведь мексиканские мертвые.
Это те самые скелеты, которых мексиканцы так любят рисовать на своих удивительных табличках ретаблос. Ретаблос принято жертвовать в храм, избавившись от какой-нибудь беды. Частый сюжет табличек — столкновение с мертвецами, вышедшими из могил на прогулку. У мексиканских скелетов есть специальный день для таких прогулок — Диа де Муэртос, День мертвых, веселый семейный праздник, когда живые наряжаются мертвецами и вспоминают своих умерших. А умершие совершенно легально приходят в гости к живым. Главное — чтобы помнили, чтобы было кому для тебя испечь хлеб мертвецов, специальную ритуальную булку. Дикая, способная и напугать, и очаровать европейца смесь католицизма с обрядами, которые практиковали еще майя.
Собственно, День мертвых, а вернее, ночь мертвых — время действия нового полнометражного мультфильма студии Pixar. Глазами главного героя — мальчика Мигеля, который хочет стать музыкантом, но вынужден чистить обувь,— мы и видим города мертвых, их домашних питомцев, умеющих летать и переливающихся всеми цветами радуги, их праздники, их печали.
Да, у мертвых бывают печали, потому что жизнь мертвых — не вечная жизнь.
После обычной смерти есть еще окончательная смерть, когда в мире живых забывают о покойном и он исчезает, растворяется в воздухе, перестает быть.
«Уходит туда, откуда никто пока не возвращался»,— объясняет Мигелю его Вергилий, оборванный и никому не нужный ни на том, ни на этом свете скелет по имени Эктор. Это, кстати, тонкая шутка. Мертвые вообще любят пошутить. Другой мертвец, проживающий в шикарном дворце сеньор де ла Круз, лучший гитарист Мексики, которому Мигель нравится, искренне желает мальчику добра: «Надеюсь, ты скоро умрешь и мы снова встретимся».
Прапрабабку Мигеля когда-то бросил муж-музыкант, и поэтому в его семье музыка под запретом. Поколение за поколением предки мальчика тачают башмаки, и если вдруг мимо их дома проходит пьяный гитарист, спешат захлопнуть окна. Мигель чувствует в себе дар, по наследству доставшийся от легкомысленного прапрадеда, тайно учится играть на гитаре и хочет отстоять свое право заниматься главным для него делом. Это завязка истории, но сама история, как довольно быстро выясняется, о другом.
«Тайна Коко» — история о памяти, которая только и способна наполнить смыслом жизнь живых и продлить жизнь мертвых.
А еще «Тайна Коко» — детектив, хоть и не сильно запутанный, потому что и живые, и мертвые склонны к совершению преступлений, и распутывать эти преступления Мигелю приходится сразу в обоих мирах. И временами — боевик: мертвые, если того требует честь семьи, искусно колотят других мертвых. И мюзикл: режиссерам, Ли Анкричу, который сделал «Корпорацию монстров», «В поисках Немо» и три «Истории игрушек», и Эдриану Молине, для которого это первая большая работа, удалось поймать дух выдуманной, безусловно, немного открыточной, но такой притягательной Мексики, где все поют и все на чем-нибудь играют — да хоть на собственных черепах, если нет под рукой иных инструментов. Хотя чаще, разумеется, на гитарах.
Да, и главное: надо ведь вернуться в мир живых до рассвета, потому что иначе навсегда останешься в мире мертвых. А это не очень простая задача, когда за тобой гонятся покойные члены семьи, которые тоже не хотят, чтобы ты бренчал на гитаре, бывший кумир, оказавшийся законченным негодяем, и скелеты-полицейские — на том свете тоже есть полицейские, куда же без них. Но все, разумеется, кончится хорошо, дутые репутации рухнут, несправедливо забытых — вспомнят, а Мигель получит гигантское сомбреро, костюм мариачи и гитару.
В общем, это, пожалуй, стоит увидеть и показать детям — например, для того чтобы убедиться: о смерти тоже можно разговаривать весело. Ну и чтобы узнать тайну Коко, разумеется (Коко — это прабабка Мигеля, самый старый из живых членов семьи, дочь того самого легкомысленного гитариста, из-за которого семья отказалась от музыки).
А еще на последних минутах фильма, когда, кажется, все ясно и никуда не деться от закономерного, чуть сентиментального хеппи-энда, вдруг выясняется, почему именно кошки — самые влиятельные из домашних питомцев, способные защитить хозяина от любых врагов на том и на этом свете. Особенно, конечно, на том.
В прокате с 23 ноября