Нижний Новгород не добирает доходов
Депутаты обещают сделать «кадровые выводы»
Комиссия гордумы по бюджету согласовала увеличение предельного размера муниципального долга, что связано с сокращением доходов Нижнего Новгорода. За 10 месяцев город не добрал 274 млн руб., поэтому чиновники предложили снизить расходы на 74 млн, а дыру в 200 млн закрыть займами коммерческих банков. На фоне этого сравнительно небольшого секвестра в думе активнее зазвучала критика Комитета по управлению городским имуществом и земельными ресурсами (КУГИ). По итогам года КУГИ может недобрать почти 560 млн руб. от плана своих доходов в 1,86 млрд руб. У чиновников нашлись оправдания, но депутаты пригрозили сделать «персональные кадровые выводы», если ситуация по итогам 2017 года не выправится.
Департамент финансов администрации Нижнего Новгорода анонсировал секвестр доходов бюджета 2017 года на 274 млн руб. Как рассказал на заседании бюджетной комиссии гордумы директор департамента Юрий Мочалкин, муниципальная казна не добрала планируемые доходы на эту сумму. В частности, в январе — октябре в городе на 200 млн руб. не выполнен план по сбору земельного налога, остальной недобор пришелся на единый налог на вмененный доход и налог на имущество физлиц. В связи с этим финансовый блок мэрии предложил на 74 млн руб. снизить бюджетные расходы, а дефицит в 200 млн руб. закрыть кредитами коммерческих банков. Поэтому комиссия гордумы по бюджету согласовала увеличение предельного размера муниципального долга Нижнего Новгорода с 1 января 2018 года на 200 млн руб. до 10,7 млрд руб. Если городская дума одобрит эти поправки, уровень долга поднимется до 79% от собственных доходов города, вплотную приблизившись к предельной планке (по закону о бюджете муниципальный долг Нижнего Новгорода не может превышать 80% от его доходов). Впрочем, особой тревоги это у чиновников не вызывает. По словам заместителя главы администрации Ирины Кудрявцевой, которая курирует экономический блок, Нижний Новгород сейчас проходит процедуру рейтингования и в конце ноября планирует разместить облигации первого муниципального займа (5 млрд руб. сроком на пять лет). Средства, привлеченные от продажи муниципальных ценных бумаг, пойдут на рефинансирование более дорогих кредитов коммерческих банков, и обслуживание долга станет гораздо дешевле. Председатель бюджетной комиссии Марк Фельдман подчеркнул, что пресловутые 10,7 млрд — это гипотетическая верхняя планка муниципального долга, которую бюджет может и не достичь, если увеличит доходы.
Однако неисполнение планов по доходам расстроило депутатов. Особенно недовольны они оказались работой подразделений администрации, отвечающих за сбор неналоговых платежей. По данным департамента финансов, если по налогам городская казна в 2017 году рискует недополучить 383,6 млн руб. и план будет выполнен на 95,6%, то по неналоговым поступлениям прогноз гораздо хуже. По итогам 2017 года неисполнение общего плана (4,5 млрд руб.) может составить 830 млн руб. Из них почти 560 млн прогнозируемого недобора средств приходится на КУГИ — это треть от запланированного объема доходов, которые должен собрать комитет. «Я бы на месте губернатора забрал обратно тот миллиард, который он пообещал нам на уборку дорог, пока Нижний Новгород не решит свои финансовые проблемы. Люди работают, неплохую зарплату в администрации получают, а ответственности никакой! Беда…», — посетовал депутат Николай Сатаев.
Марк Фельдман уточнил у Ирины Кудрявцевой, не поставили ли КУГИ завышенный годовой план по доходам. Та ответила, что планы даже «чуть-чуть ниже» прошлогодних и были вполне выполнимы, если бы не опоздание по времени с их реализацией. При этом госпожа Кудрявцева жаловалась на нижегородское УФАС, которое «поломало» контракт мэрии с «Российским аукционным домом» (с его помощью власти намеревались продать многие объекты недвижимости, в том числе неликвид. — „Ъ“). Глава КУГИ Валентина Никулина оправдывалась тем, что годовой план по приватизации им «увеличили чуть ли не на 200 млн», при этом с апреля комитет не получал оценку реализуемых муниципальных помещений, а департамент экономики стал передавать оценочные заключения только с середины августа. Поэтому торги долго откладывали, а в случае работы с должниками госпожа Никулина, по ее словам, не может повлиять на судебные органы, чтобы они, например, побыстрее рассмотрели спор о взыскании 170 млн руб. в пользу муниципалитета.
Претензии возникли у депутатов и к департаменту транспорта, который должен пополнять бюджет доходами от торгов по продаже права развития застроенных территорий (РЗТ). «План на 2017 год первоначально составлял 160 млн руб., затем силовым решением финансового блока администрации Нижнего Новгорода был увеличен до 260 млн руб.», — говорилось по этому поводу в пояснительной записке. С начала года департамент провел 78 аукционов (с учетом повторов ранее несостоявшихся торгов), однако реализовал всего восемь земельных участков под РЗТ и 12 площадок под индивидуальное жилищное строительство, собрав в бюджет 69 млн руб. До конца года департамент строительства попробует продать застройщикам еще 17 территорий, но установленного «силовым решением» плана точно не достигнет, поскольку в этом случае ему удастся выручить только 160 млн руб. Юрий Мочалкин даже попытался было оправдать коллег из департаментов, рассказав, что экономика в стране «не на подъеме», а «инвесторы не бегут в Нижний Новгород» приобретать объекты недвижимости. «Простите меня, но это отмазка!» — в сердцах отреагировал председатель комиссии Марк Фельдман. В диалоге с чиновниками он сообщил, что за оставшиеся полтора месяца ситуацию надо исправлять и, если печальный прогноз по недобору неналоговых поступлений сбудется, депутаты будут делать «персональные кадровые выводы» в отношении ответственных руководителей.
С учетом изменений собственные доходы Нижнего Новгорода на 2017 год составят 13,5 млрд руб. (при плане 13,87 млрд руб.), расходы — 16,77 млрд руб., дефицит бюджета — 3,2 млрд руб. от собственных доходов.