Uber уходит в небо

Когда аэротакси смогут начать работу

Uber показала работу своего летающего такси — правда, пока только на видео. Но компания обещает начать испытания нового вида транспорта уже через три года, в разработке аппарата ей помогут специалисты NASA. Когда такси начнут летать и в чем на данный момент заключаются сложности, разбирался Иван Корякин.

Фото: Uber Technologies / AP

Летающее такси от Uber, судя по свежим кадрам, лишь слегка напоминает вертолет: от него остался только минималистичный корпус, зато появились небольшие крылья, на каждом из них — по два вертикальных винта, которые позволяют машине взлетать с места. На видео, опубликованном компанией, молодая женщина выходит с работы, открывает приложение Uber и заказывает такси — ничего необычного. Но потом в лифте она едет из офиса не вниз, а наверх — на крышу небоскреба, там садится в такси вместе с тремя другими пассажирами и как ни в чем не бывало улетает домой к детям — а внизу пыльный город, суета и пробки.

Все это казалось бы прожектерством, если бы не важная деталь — пилот: на видеоролике он есть, хотя ранее компания обещала создать беспилотное аэротакси. По сути, это продвинутый вертолет, использовать который не проблема, особенно в США, считает генеральный директор компании Jet Transfer Business Aviation Александр Евдокимов:

«Не вижу здесь чего-то удивительного. Прогресс в вертолетостроении есть, формы винтокрылого аппарата уже придумывают, сделают его надежным — и будет летать. Любые новые технологии тем и интересны, что они ведут к удешевлению себестоимости перевозок. Конечно, я думаю, они добьются какого-то разумного нижнего предела — допустим, это будет стоить дешевле, чем летать на вертолете сейчас».

Uber обещает сократить время полуторачасовой поездки из аэропорта Лос-Анджелеса в Стэйплс-центр, что в 16 км, втрое. Это будет еще и недорого — полет обойдется лишь в несколько десятков долларов. В отдельных случаях аппарат будет лететь со скоростью 300 км/ч, что сравнимо с характеристиками болидов «Формулы 1» и заметно быстрее привычных гражданских вертолетов, скорость которых — 220–250 км\ч.

Что касается контракта с NASA, то здесь Uber едва ли кого-то удивила: еще в начале года компания сообщила, что наняла инженера из американского космического агентства для создания беспилотного летающего такси. Подкрепить такой проект работой с NASA сервису для заказа такси очень кстати — среди многочисленных конкурентов Uber теперь такие авиаэксперты, как Boeing и Airbus. Впрочем, соревнуются они пока только в продвижении проектов, говорит управляющий партнер венчурного фонда LETA Capital Александр Чачава:

«Психологически человек не готов принимать ошибку роботов, даже если сегодняшние автопилоты достигают большей надежности, чем водители-люди. Любое резонансное событие, когда в результате ошибки робота гибнут люди, еще дальше отодвигает регулирование автопилотируемых автомобилей».

Звание «города будущего» сейчас стремится получить Дубай — местные власти обещают поднять в небо беспилотное такси уже в следующем году. Как ни странно, не отстает и Москва: в июле мэрия заявила, что над аналогичным проектом работают в «Сколково», причем аппарат сможет садиться не только на крыши небоскребов, но и на парковки для автомобилей. Остается надеяться, что к испытаниям московского аэротакси столичные власти решат проблему парковок и перейдут к вопросам авиационного законодательства.

Летающее такси будет доступно в Лос-Анджелесе, Дубае и Далласе, говорят в Uber. Как ожидается, сервис заработает через пять лет.

Вся лента