«СтопХам» сменит направление
Чем теперь займутся борцы с нарушителями ПДД
Известная общественная организация «СтопХам», которая прославилась своими скандальными роликами, меняет профиль: теперь активисты не будут ловить нарушителей ПДД, а займутся социальными проблемами. Конец ли это для громкого проекта, разбирался Николай Долгополов.
Проект, который вызывал противоречивую реакцию у водителей, пешеходов и гаишников, больше не будет прежним. Активисты уходят в интернет, их целью теперь становятся не только нарушения на дорогах, но и любые другие резонансные и общественно-значимые проблемы, сообщил руководитель движения «СтопХам» Дмитрий Чугунов:
«Мы пытаемся уйти в форму социального порицания и наклейки из бумажных превратить в электронные, чтобы обозначать рейтингами тех людей, которые наплевательски относятся к окружающим, регионы, которые хуже всего реагируют на обращения своих граждан. Вся эта информация к нам стекается, а мы просто становимся агрегатором, который будет этой информацией делиться с новостными агентствами и обычными гражданами в удобных форматах».
Новое направление чем-то напоминает известную платформу Change.org — все желающие могут отправить туда петицию, которая будет рассмотрена при наличии необходимого количества голосов.
Проект «СтопХам» был создан в 2010 году: его задачей была борьба с хамством на дорогах, нарушениями правил дорожного движения и парковки. Довольно часто водители соглашались с требованиями активистов, однако не обходилось без столкновений и потасовок — видеоролики на YouTube набирали миллионы просмотров. Самые громкие скандалы связаны со знаменитостями, чиновниками и их родственниками. Участником одного из них стал известный гимнаст Алексей Немов, припарковавший свой внедорожник во втором ряду в центре Москвы. Члены движения «СтопХам» тут же стали приклеивать на машину наклейку «Мне плевать на всех — паркуюсь как хочу». Позднее спортсмен признавался, что был шокирован: «Очень неприятно: на каком основании эти ребята все это делают? С таким же успехом можно было бы стекло разбивать».
Скандальные ролики вызывали большой резонанс — в том числе в масс-медиа — и организацию даже пытались ликвидировать через суд, но ее участники добились отмены такого решения. Теперь шумных акций на дорогах не будет. Автоюрист Сергей Радько не уверен в будущем нового проекта, да и прежний, по его словам, приносил не так много пользы:
«Действия, которые они демонстрировали на всех записях, были незаконны — люди считали, что они вправе применять к водителю какие-то меры только лишь потому, что на их взгляд водитель что-то нарушил. Понятно, что все действия были направлены на популяризацию движения и привлечение внимания».
С другой стороны, член координационного совета движения «Свобода выбора» Елена Фанаева считает, что без общественной составляющей проблему соблюдения порядка на дорогах решить невозможно:
«Кто-то пришел туда просто для того, показать себя героем, кто-то действительно боролся за порядок на дорогах независимо от статуса человека, который находится за рулем. Да, есть правоохранительные органы, и подменять их собой не нужно, но без общественности, без активных граждан вопрос безопасности дорожного движения мы с мертвой точки не сдвинем».
Среди первоочередных задач Дмитрия Чугунова — создание мобильного приложения, с помощью которого можно будет отправлять сообщения о социальных проблемах, плохих дорогах или авариях в ЖКХ. Впрочем, вряд ли проект сможет соперничать с классическим «СтопХамом» — с таким контентом много лайков не соберешь, да и подобные приложения — типа Change.org или «Активный гражданин» — уже действуют в Москве и других регионах России.
На базе движения «СтопХам» планируется также развивать проект «Мы правы»: для этого создается отдельный общероссийский интернет-канал , который будет заниматься правовым просвещением граждан.