Американо-китайские газовые проекты российским не помеха
Контекст
В России Китай является стратегическим партнером крупнейших добывающих газ компаний — «Газпрома» и НОВАТЭКа — и имеет контракты на поставку как трубопроводного, так и сжиженного газа. Так, «Газпром» и китайская CNPC в мае 2014 года подписали договор о поставках российского газа в Китай по восточному маршруту — «Сила Сибири». Соглашение предполагает ежегодную поставку 38 млрд кубометров российского газа в течение 30 лет. Поставки газа должны начаться 20 декабря 2019 года.
Помимо этого CNPC с долей 20% является одним из акционеров проекта НОВАТЭКа по строительству завода по сжижению газа «Ямал СПГ» (мощность трех очередей — 16,5 млн тонн, запуск первой запланирован на конец 2017 года). Еще 9,9% принадлежит китайскому фонду Шелкового пути. Стоимость строительства оценивается в $27 млрд, и китайские инвесторы сыграли ключевую роль в его финансировании, предоставив €9,3 млрд и 9,8 млрд юаней от Банка развития Китая и Экспортно-импортного банка Китая.
CNPC может участвовать и в другом СПГ-проекте НОВАТЭКа на Ямале — «Арктик СПГ-2». В начале ноября стороны подписали соглашение о стратегическом сотрудничестве, которое закрепляет намерения сторон по совместной работе в рамках «Арктик СПГ-2», а также в различных сегментах рынков СПГ и природного газа, включая реализацию СПГ и развитие газовой инфраструктуры.
Еще один крупный партнер CNPC в России — «Роснефть», с которой 19 октября китайская энергетическая компания CEFC China Energy заключила соглашение по сотрудничеству в области производства и переработки газа.
Также в конце июня «Роснефть» и китайская Beijing Gas Group Company Limited закрыли сделку купли-продажи 20% акций «Верхнечонскнефтегаза» (ВЧНГ) за $1,1 млрд. Компании принадлежит лицензия на разработку Верхнечонского нефтегазоконденсатного месторождения. Текущие извлекаемые запасы месторождения по категории C1+C2 составляют 173 млн тонн нефти и газового конденсата и 115 млрд кубометров газа. По итогам сделки китайская компания получила долю в одном из крупнейших добывающих месторождений Восточной Сибири с развитой инфраструктурой, а «Роснефть» — доступ на перспективный внутренний газовый рынок Китая с помощью своповых поставок газа.
Кроме того, «Роснефть» и Beijing Gas рассматривают варианты развития комплексного сотрудничества в регионе Восточной Сибири и на Дальнем Востоке, предполагающего геологоразведку углеводородов, разработку месторождений, добычу и реализацию газа.
Замглавы Фонда национальной энергетической безопасности Алексей Гривач отмечает, что готовность Китая участвовать в масштабных газовых проектах с США, о чем было объявлено в ходе визита президента Дональда Трампа в Пекин, может объясняться тем, что китайские компании ожидают очень большой рост спроса на газ и готовы переплачивать за гарантии поставок. С другой стороны, отмечает он, Китай почему-то не заинтересовался заключением долгосрочных контрактов на закупку американского СПГ из Мексиканского залива. «Может, они понимают, что там очень велики риски неконтролируемого роста цены газа»,— говорит эксперт.
По его мнению, проект американского СПГ-завода на 20 млн тонн «очень странный», с учетом, что все говорят о переизбытке СПГ на рынке в ближайшие годы. Господин Гривач отмечает, что на российские трубопроводные проекты и действующие СПГ-контракты новый контракт Китая с США не окажет влияния, поскольку, если он будет реализован, то, значит, спрос на газ будет устойчиво расти, выше текущих ожиданий.