К монополиям подтягивают инфраструктуру
ФАС может ослабить регулирование
ФАС сделала шаг вперед в борьбе за изменение законодательства о естественных монополиях — первый вице-премьер Игорь Шувалов дал ведомствам поручение проработать вопрос. ФАС настаивает, в частности, чтобы естественными монополиями считались только владельцы «сетевых» инфраструктурных активов. В результате в эту категорию могут не попасть порты и аэропорты, а также почтовая связь, ледокольные проводки и диспетчер энергосистемы АО «Системный оператор».
Как стало известно “Ъ”, на прошлой неделе первый вице-премьер Игорь Шувалов поручил профильным министерствам подготовить и представить предложения об «изменении законодательства о естественных монополиях». В аппарате господина Шувалова “Ъ” подтвердили факт отправки соответствующего письма. Оно стало ответом на обращение в Белый дом главы ФАС Игоря Артемьева от 26 октября (копия есть у “Ъ”). В нем господин Артемьев вновь поднял вопрос о том, что понятие «естественные монополии» устарело, и предложил ликвидировать закон о естественных монополиях, заменив его поправками к закону о защите конкуренции. Сейчас компании, попадающие под определение естественной монополии, заносятся в специальный реестр и подлежат более жесткому регулированию со стороны ФАС (в частности, по тарифам).
Новое определение естественной монополии, по мнению ФАС, должно соответствовать ключевому критерию — обладание «сетевыми активами» (линейные объекты инфраструктуры). К естественным монополиям ФАС предлагает относить транспортировку газа по трубопроводам, нефти и нефтепродуктов — по магистральным трубопроводам, услуги по передаче электроэнергии и тепла, водоснабжение и водоотведение с использованием централизованных систем, железнодорожные перевозки по путям общего пользования и общедоступную электросвязь. Как пояснил “Ъ” начальник правового управления ФАС Артем Молчанов, сейчас при определении естественной монополии анализируется деятельность организации, а не рынок, что неправильно. При новом подходе могут перестать рассматриваться как естественные монополии аэропорты и порты, а также общедоступная почтовая связь, ледокольные проводки и оперативно-диспетчерское управление в электроэнергетике.
В Минэкономики заявили, что их позиция по этому вопросу, «включающая указание на риски предлагаемых решений, пока находится в стадии формирования». В Минкомсвязи и Минтрансе сообщили, что письмо ФАС получено. В Минэнерго и Минстрое не дали комментариев.
Представители бизнес-сообщества не смогли предоставить “Ъ” оперативный комментарий. Дискуссия о выведении стивидоров из реестра субъектов естественных монополий ведется несколько лет, либерализация отрасли началась в 2013 году. Операторы морских терминалов настаивают, что на рынке уже существует конкуренция, сейчас по поручению вице-премьера Аркадия Дворковича ведется соответствующий анализ. Свои предложения на этот счет уже обнародовала ФАС (см. “Ъ” от 25 сентября). В конце 2015 года ФАС дерегулировала часть ключевых тарифов в аэропортах Московского авиационного узла, что, впрочем, вызвало недовольство со стороны ряда авиакомпаний (см. “Ъ” от 28 августа).
Закрепление понятия естественной монополии в законе о защите конкуренции позволит не ориентироваться слепо на статус в реестре, как сейчас, а проверять посредством анализа рынка, существует ли конкуренция, полагает советник Антимонопольного бюро Андрей Закатаев. Исполнительный директор Heads Consulting Никита Куликов отмечает, что, поскольку ключевые сферы — транспортировка энергоресурсов, передача энергии и воды, а также железнодорожные перевозки — продолжат считаться естественными монополиями, правка законодательства мало что изменит на практике. По словам главы агентства «Infoline-Аналитика» Михаила Бурмистрова, у ФАС сейчас очень широкие полномочия, особенно после получения права регулировать тарифы, что сочетается с «чрезмерной активностью в части возбуждения судебных дел, большинство из которых ФАС из-за слабости методологической базы, излишне коротких сроков расследования и недостаточной квалификации персонала проигрывает». По его мнению, отказ от отнесения портов и аэропортов к естественным монополиям — позитивный шаг в условиях усиливающейся конкуренции на рынке стивидорных услуг и ввода новых мощностей по перевалке.