Повернуться к лесу передом
Целлюлозно-бумажная промышленность
Государство рассчитывает стимулировать строительство целлюлозных производств с нуля за счет новых инструментов поддержки лесной отрасли. Этим планам благоприятствует растущий спрос на целлюлозно-бумажную продукцию в Китае, но без государственного софинансирования инфраструктуры и субсидирования ставок по кредитам реализовать их будет проблематично.
В силу высоких входных барьеров российский лесопромышленный комплекс является не самой привлекательной отраслью экономики для инвестиций. Во многом это объясняется высокими капитальными затратами и длительными сроками реализации инвестпроектов по сравнению с другими странами. Так, если в Бразилии стоимость строительства ЦБК на новой площадке обходится в $1,5 тыс. на тонну и занимает 2,5 года, то в России эти показатели составляют $2 тыс. и пять лет. Еще один фактор, затрудняющий реализацию подобных проектов,— дороговизна кредитных ресурсов. В результате в целлюлозно-бумажной промышленности, которая является крупнейшим сегментом лесной отрасли, с нуля заводы не строились уже около 40 лет.
Пряник для инвестора
Тем не менее государство не оставляет попыток изменить сложившийся порядок вещей. Летом глава Минпромторга Денис Мантуров отмечал, что в ведомстве видят потенциал для строительства на территории страны десяти новых комбинатов. Стимулировать интерес бизнеса к инвестициям в ЛПК в Минпромторге рассчитывают за счет внедрения новых инструментов. Один из них — механизм специнвестконтрактов (СПИК). Заключая с государством СПИК, инвестор берет на себя обязательство инвестировать в создание производства или модернизацию производства. В обмен на это государство гарантирует ему стабильность налоговых и регуляторных условий и предоставляет специальные меры господдержки. Этот инструмент действует с 2015 года, но в следующем году Минпромторг обещает внести в него коррективы, в том числе с учетом проектов по строительству ЦБК. "Налоговые льготы по налогу на прибыль и налогу на имущество, которые можно получить при заключении трехстороннего СПИК (с федеральными и региональными органами власти), очень важны для таких проектов и помогают ускорить их окупаемость",— отмечает партнер, руководитель по региональному развитию налоговых услуг КПМГ в России и СНГ Алиса Мелконян.
Другое предложение ведомства — формирование кластеров на базе ЦБК. Как следует из "Стратегии развития лесного комплекса до 2030 года", государство рассматривает возможность распространения на кластеры мер налогового стимулирования. В качестве регионов для создания кластерных объединений в документе указаны Архангельская и Иркутская области, Республика Коми, Дальний Восток. Создание кластеров позволит снизить себестоимость продукции, повысит ее конкурентоспособность за счет снижения логистических издержек, безотходного производства и синергии между лесопромышленными предприятиями внутри цепочки создания стоимости, говорится в проекте стратегии.
По мнению главного редактора агентства What Wood Кирилла Баранова, новая стратегия развития отрасли является более продуманной, чем предыдущая. "В ней увязаны между собой ресурсы и мощности, но многое будет зависеть от того, как она будет реализована на практике",— считает эксперт. При этом планы по строительству десяти новых комбинатов выглядят избыточными и могут привести к перепроизводству, добавляет он.
Ряд новых проектов по строительству ЦБК уже был анонсирован инвесторами. На Северо-Западе интерес к строительству целлюлозного завода проявляла группа "Свеза" Алексея Мордашова, но дальше намерений проект пока не продвинулся. Не исключают возможности строительства нового целлюлозного производства в регионе при наличии соинвестора и в Segezha Group.
Впрочем, без участия государства потянуть такие серьезные инвестиции бизнесу будет проблематично. По словам заместителя генерального директора группы "Свеза" Бориса Френкеля, при строительстве новых ЦБК существует потребность в государственном софинансировании инфраструктуры и субсидировании ставок по кредитам. Наряду с этим господин Френкель видит потребность в увеличении срока налоговых льгот в рамках СПИК, введение квотирования и повышение пошлин при экспорте деловой древесины. Новая стратегия делает шаг в решении данных проблем, но требует доработки, полагает он.
В "Монди СЛПК" считают, что государство может повысить интерес инвесторов к отрасли за счет развития лесной инфраструктуры, обеспечения доступности древесного сырья, поддержки приоритетных проектов, подготовки квалифицированных специалистов, а также решения вопросов логистики.
Китайский переключатель
Еще один фактор, влияющий на решение инвесторов о развитии мощностей,— конъюнктура на мировых рынках. Из-за недостаточной емкости российского рынка инвестпроекты по строительству ЦБК "заточены" на экспорт. При этом в основном на экспортных рынках спросом пользуется первичная продукция (круглый лес, пиломатериалы), констатирует старший управляющий по исследованиям и анализу отраслей и рынков капитала Промсвязьбанка Илья Фролов.
Основной спрос на отечественную продукцию традиционно обеспечивает Китай, удовлетворяющий свои потребности в целлюлозе, прежде всего за счет импорта. Наиболее сильные позиции на рынке Поднебесной занимает группа "Илим", которая поставляет туда более 40% выпускаемой продукции. К 2020 году в компании рассчитывают поставить в Китай более 1,9 млн тонн продукции. Спрос на продукцию будет продолжать расти в первую очередь за счет развития сектора производства санитарно-гигиенических изделий, а также увеличения использования целлюлозы в производстве вискозного волокна, отмечают в группе "Илим". Кроме того продолжится рост в сегменте упаковки, ожидают в компании.
Набирает обороты и экспорт в Китай пиломатериалов. Согласно данным Segezha Group, в прошлом году в КНР было отправлено 13,4 млн куб. м, или 54% от российского экспорта данной продукции. "В Китае потребность в пиловочнике и пиломатериалах растет почти на 10% ежегодно на фоне значительных инвестиций в строительство, развития мебельной промышленности и жилищного сектора",— отмечала вице-президент Segezha Group Мария Василькова. Экспортный потенциал получил дополнительные стимулы в связи с девальвацией рубля, которая делает продукцию более конкурентоспособной по ценам на мировом рынке, добавляет ведущий аналитик ГК TeleTrade Марк Гойхман.
С акцентом на китайский рынок участники рынка реализуют и программы развития. Так, "Илим" намерен инвестировать около 53 млрд рублей в модернизацию мощностей на комбинатах в Усть-Илимске и Братске, увеличив объем выпуска целлюлозно-бумажной продукции на 500 млн тонн. А Segezha Group совместно с китайской CAMCE планирует построить ЦБК на базе Лесосибирского ЛДК N 1 в Красноярском крае, который с учетом удобной логистики будет ориентирован на азиатские рынки (Китай, Индонезию и Корею). Кроме того, планы по созданию лесопромышленного кластера на Дальнем Востоке анонсировали RFP Group, Внешэкономбанк и "Азия Лес".
Дополнительный фактор переориентации на азиатские рынки — ограниченность ресурсов в европейской части России для более низких переделов, указывают младшие партнеры консалтинговой группы "НЭО Центр" Александр Ракша и Сергей Демин. Это будет толкать крупных игроков, имеющих возможности здесь к усилению вертикальной интеграции, повышению эффективности использования лесосеки и вводу комплиментарных производств меньшей мощности, но в большей степени ориентированных на выпуск конечной продукции, добавляют они.
Впрочем, переключать поставки на восточное направление готовы далеко не все игроки. Представитель Архангельского ЦБК отметил, что приоритетным рынком для поставок картона и целлюлозы для компании остаются европейские страны. К 2025 году предприятие собирается довести варку целлюлозы до 1,5 млн тонн в год, которые в основном будут идти на европейский рынок. В "Монди СЛПК" называют Западную Европу основным рынком сбыта для картона, а вот бумага, как правило, поставляется в Россию и страны СНГ.
Спрос на продукцию целлюлозно-бумажной промышленности будет расти, ожидают Александр Ракша и Сергей Демин. При этом, как отмечают аналитики, происходят изменения в бизнес-модели производителей: китайский рынок предъявляет растущий спрос на товарную целлюлозу, а, например, европейский — на продукцию более высоких переделов (потребительскую упаковку, тишью, качественную бумагу).