Мягкий рост мебельного рынка

Производство

Мебельный рынок Северо-Запада не выбивается из общероссийских отраслевых тенденций и демонстрирует рост и оживление. Участники рынка оптимистичны в своих прогнозах и отмечают значительное снижение импорта. Аналитики рынка более скептичны в своих оценках. Они полагают, что российский рынок продолжает двигаться по китайскому пути.

Мебельный рынок становится отдельным профессиональным направлением строительной отрасли. Сегодня европейский подход к строительству жилья «под ключ» начинает входить и на российский рынок

Фото: Александр Коряков, Коммерсантъ

Кристина Наумова

По данным Гильдии маркетологов, в первом полугодии мебельный рынок России вырос на 8% по сравнению с аналогичными показателями прошлого года. По словам генерального директора компании "Цвет диванов" Наталии Пекшевой, это вселяет уверенность в успешности второго полугодия, которое традиционно считается сезонным для мебели.

По оценкам госпожи Пекшевой, регион Северо-Запада занимает около 10% в общем объеме розничных продаж мебели и второе место после Центрального округа.

Заместитель генерального директора мебельной фабрики "8 Марта" Олег Билич говорит, что Северо-Запад всегда стоял особняком на отечественном мебельном рынке, "почти как отдельное государство". Здесь располагается несколько собственных крупных производств, которые оставляют за собой лидерство. Однако сейчас их доля падает, потому что появляется много местных компаний, рассказывает господин Билич. "Раньше существовало много производств, использующих комплектующие из Финляндии. Теперь они закупают комплектующие внутри страны. Производства расположены рядом, и это решает проблему транспортировки, не требует дополнительных затрат и, соответственно, последующих наценок. Ценовые предложения в связи с этим становятся выгоднее для покупателей",— поясняет участник рынка.

По китайскому пути

Сегодня производители уделяют еще больше внимания дизайну и качеству мебели, и это очень важно для покупателя, говорит Наталия Пекшева. "Мебель должна соответствовать современным тенденциям и восприниматься в международном контексте, тогда она будет востребована у покупателей поколений Y и Z. Многие производители сосредоточены на работе с себестоимостью продукции, так как покупатель очень тщательно относится к соотношению стоимости и качества мебели",— рассказывает собеседник издания.

Генеральный директор компании ProExpert Михаил Турецкий полагает, что российские производители идут по "китайскому" пути, копируя импортные аналоги. "На мой взгляд, отечественным игрокам нужно работать над дизайном продукции, соответствуя современным трендам. Например, европейские производители при работе привлекают ведущих дизайнеров и архитекторов, создавая новые коллекции на следующий сезон, они работают на опережение, показывая клиентам основные тренды будущего",— рассуждает эксперт.

Михаил Турецкий отмечает, что мебельный рынок становится отдельным профессиональным направлением строительного рынка. Сегодня европейский подход к строительству жилья "под ключ" начинает входить и на российский рынок. Во всех сегментах (офисы, апартаменты, жилье) появляется тренд на проекты "под ключ"",— говорит господин Турецкий. То есть компании готовы инвестировать в услуги fit-out при строительстве новых офисов, а девелоперы готовы выводить на рынок новое предложение — проекты с полной чистовой отделкой и меблировкой. Такой подход практикует в своих проектах Seven Suns Development, как отдельную услугу предлагают Legenda Intelligent Development и КВС. Меблировку включают проекты апартаментов Docklands, YE'S, Avenue и другие. Более того, этот тренд переходит и в высокий ценовой сегмент. Пример тому — клубный дом Hovard Palace на Фонтанке. При этом при комплектации объектов эконом-класса чаще всего спросом пользуется товар из России или Белоруссии, говорит господин Турецкий. "Мебель и интерьерные решения от европейских производителей более уместны при комплектации проектов бизнес- и премиум-класса. Но на нашем опыте могу сказать, что при проектной комплектации отелей, апартаментов, офисов мебель отечественного производства доминирует. Российский производитель завоевал рынок масс-маркета, а качество отечественной мебели сопоставимо с импортными аналогами",— отмечает собеседник BG.

Исполнительный директор ТД "Аскона" Владимир Корчагов отмечает консервативность мебельного рынка в целом, и это касается как отношений с покупателем, так и применяемых технологий. Однако лидеры индустрии, которые являются своего рода проводниками трендов, стараются сделать сам процесс покупки более эмоциональным. Также среди общих трендов эксперт отмечает уберизацию, геймификацию, диджитализацию.

Made in Russia

В прошлом году доля продаж российской мебели превысила 50%, и это переломный момент для рынка, говорит Наталия Пекшева. "Налицо активный процесс импортозамещения. А в некоторых сегментах, например мягкой мебели, доля российского продукта превышает 90%. Кроме мебельного текстиля, все остальные сырьевые компоненты в мягкой мебели давно локализованы, поэтому зависимость от перепадов стоимости валюты невелика. А качество и дизайн лучших производителей позволяют надеяться на возможность экспорта в этом сегменте. Наиболее перспективно для экспорта постсоветское пространство",— рассказывает эксперт.

После того как в 2014 году курс евро вырос практически в два раза, спрос на импортную мебель резко снизился, в первую очередь из-за дороговизны продукции, рассказывает господин Турецкий. По его словам, меньше 10% россиян могут позволить себе дорогую импортную мебель, аналогов которой не производят в России, и в основном это покупатели недвижимости сегментов "элит" и "премиум". В остальном российские производители под заказ способны изготовить импортные аналоги, правда, их стоимость не всегда будет дешевле импортных, признает господин Турецкий. По его словам, оптимальный вариант соотношения цены и качества — это микс, при котором корпусная мебель закупается у российских производителей, а мягкая мебель, спальни, кухни ввозятся из Италии или Германии.

Если говорить об импортной мебели, то сегодня на российском рынке представлено много изделий из Польши, Италии, Германии, Австрии, Белоруссии и Китая. Польские компании поставляют, по словам господина Турецкого, в основном корпусную мебель. Китай поставляет стулья и столы, мебель для гостиных и спальни. Италия, Германия и Австрия — это уже высокий ценовой сегмент, отмечает эксперт. "Также много поставок из Белоруссии, но я не склонен относить их к импорту, поскольку мы действуем в одном Таможенном союзе, а кроме того, по стоимости и качеству продукции белорусские товары не отличаются от российских",— говорит Михаил Турецкий. Стоимость импортной мебели примерно на 45% удорожают пошлины и НДС, что позволяет российским и белорусским компаниям свободно конкурировать на рынке.

Что касается экспорта местных производителей, то здесь пока не так много успехов. "Отмечу, что в Белоруссии экспорт продукции существенно лучше налажен, чем в России. Возможно, причина в том, что там более льготные условия, производства находятся в специальных экономических зонах",— говорит Михаил Турецкий.

Мебельная отрасль в России продолжает быть зависимой от импорта алюминиевых профилей для шкафов-купе, которые в больших количествах завозятся из Китая, Германии, Польши, отмечает независимый эксперт рынка промышленности Леонид Хазанов. Подобное положение дел можно объяснить действием нескольких факторов. Во-первых, заказы на мебельные профили относятся к категории малотоннажных, поэтому не всегда представляют интерес для прессовых заводов. Во-вторых, качество отечественной продукции не всегда соответствует запросам мебельных предприятий. В-третьих, подчас иностранные производители предлагают более выгодные условия поставки, чем российские. "Тем не менее импортозамещение в нашей стране набирает обороты, и уже сегодня ряд прессовых заводов старается расширять сотрудничество с производителями мебели, и можно с уверенностью констатировать, что этот тренд продолжится в ближайшие годы",— полагает господин Хазанов.

Карта лидеров

По словам госпожи Пекшевой, сейчас идет процесс оздоровления отечественной мебельной отрасли. Крупные компании консолидируются и усиливают позиции, а "нездоровые" (закредитованные, с низким уровнем менеджмента) — сдают позиции. Крупные игроки вкладываются в развитие собственных розничных сетей, усиливают собственную уникальность и уникальность брендов.

На рынке импортной мебели доминирующие позиции остались лишь у компаний, работающих на стыке мебельной продукции и DIY, таких как IKEA или HOFF, говорит аналитик ГК "Финам" Алексей Коренев. В остальном же импортная мебель представлена лишь продукцией Белоруссии, Польши и Китая, в то время как бывшие лидеры, например Италия, заметно снизили свое присутствие в России, хотя и сохраняют пока лидирующие позиции. Среди отечественных производителей можно выделить "Электрогорскмебель", ОАО "Шатура , московскую мебельную фабрику "Ольховская", дубнинскую "Экомебель", воронежскую "Мебель Черноземья", "Эванти", Первую мебельную фабрику, производственную компанию "Дятьково", фабрику "Катюша", ЗАО "Боровичи-Мебель", ООО "Мебельная фабрика "Мария"", "МИАС мебель". Снижение покупательского спроса и быстрое развитие отечественных производителей приводят к тому, что доля российских компаний постоянно растет, говорит господин Коренев.

Свои позиции на российском рынке сохраняет только Китай, говорит Олег Билич. По его словам, в Северо-Западный регион до кризиса ввозилось много мебели из Финляндии и других стран Европы, но из-за курсовой разницы многие импортеры исчезают с рынка, что очень выгодно для российских мебельных производств. "До резкого скачка курса импортная мебель была огромной конкурентной проблемой для отечественных фабрик. Многое ввозилось из европейских стран, в частности из Италии. Очень популярной была продукция из Малайзии, Индонезии, однако к качеству этой мебели возникало много вопросов из-за повреждений древесины вследствие резкой смены температурных условий и влажности при транспортировке. Также раньше ввозилась мебель из Испании. Кризис потеснил этих импортеров, на данный момент можно говорить лишь о частных единичных продажах",— рассказывает господин Билич.

По словам господина Коренева, 2017 год за счет ускоренного роста ипотечного кредитования и более высокого темпа ввода жилья вызвал некоторое оживление и на рынке производства мебели. Однако говорить, что эта тенденция устойчива и будет продолжать развиваться такими же темпами преждевременно, полагает эксперт.

Участники рынка склонны к более оптимистичным и уверенным прогнозам. "Страна выходит из кризиса, и 2018 год дает большие надежды. На грядущий чемпионат мира по футболу ожидается приезд большого количества туристов. По этой причине строится много новых гостиниц, хозяева которых уже начали заключать контракты с российскими мебельными фабриками, чтобы закупить у них мебель в номера. Старые дома отдыха и пансионаты также обновляются и переоборудуются. В целом в 2018 году ожидаются хорошие перспективы для всей отрасли",— говорит господин Билич.

Вся лента