Инвестиция в управление
Менеджмент
Система управления спортивными организациями и проектами в России пока еще хаотична, однако уже начинает выстраиваться система координат, говорят эксперты. При этом растет и интерес инвесторов к спортивной нише, хотя рынок рисковый и не всегда понятный.
Опрошенные BG эксперты по-разному оценивают сложившуюся сегодня в России систему управления спортивными проектами. В целом можно констатировать, что каждый проект придерживается своих принципов менеджмента, и не всегда они успешны. Эффективные технологии управления спортивными проектами, как правило, заимствованы за рубежом, отмечает член правления Федерации горных лыж и сноуборда Санкт-Петербурга, к. м. с. по горным лыжам Антон Соколов. Особенно это видно по дорогим индивидуальным видам спорта, таким как горные лыжи, сноубординг, большой теннис, конный спорт.
Специфика есть
С одной стороны, организация спортивного проекта держится на базовых принципах проектного менеджмента. С другой стороны, отрасль обладает собственной спецификой.
Генеральный директор компании "Экспофорум-Интернэшнл" (оператор "Экспофорума" и "Ленэкспо") Сергей Воронков отмечает, что у спортивных проектов есть многочисленные регламенты. Это касается состязаний, медицинских обследований, организации зон отдыха. Для спортивных проектов нужна также более специфичная инфраструктура. Впрочем, все правила обычно прописаны в техзадании и грамотный организатор сможет их реализовать, добавляет господин Воронков.
Для спортивных проектов самым основным принципом является соблюдение дедлайнов, считает директор по развитию Федерации гандбола России Евгений Селеменев. "Ты никогда и никаким образом не сможешь оправдаться, если не выполнил поставленную тебе задачу, потому что "матч состоится в любую погоду". И форма для спортсменов нужна сегодня, а не завтра",— говорит собеседник издания.
Еще одна особенность именно спортивных проектов — это зависимость оценки твоей работы как менеджера от спортивного результата, полагает господин Селеменев. "Ты можешь как угодно вовремя, качественно и надежно выполнить свою работу, учесть все детали, но если спортивный результат не устроит болельщика — ты плохой. И все плохо. Как в присказке: и все в огне, и ты горишь",— рассуждает эксперт.
Антон Соколов уверен: если спортивный проект не преследует цель увеличить интерес населения к этому виду спорта, то это заранее проигрышный проект. "Такой проект как спортивный умирает. Да, если проект оказался финансово успешным, то его модель может быть заимствована и адаптирована к другим сферам, но не в спорте",— говорит эксперт.
Необязательно спортсмен
Если руководитель разбирается в спорте, он сможет быстрее понять все тонкости и нюансы управления спортивным объектом, полагает заместитель председателя комитета пляжного футбола РФС, президент ПФК "Кристалл" и МФК "Политех" Олег Баринов.
"Я всю жизнь занимаюсь разными видами спорта: профессионально занимался в детстве боксом и баскетболом, а футболом, хоккеем и теннисом занимаюсь всю свою сознательную жизнь, но на любительском уровне,— рассказывает Олег Баринов.— Помимо этого, мне всегда было интересно отслеживать все знаковые спортивные события как мирового, так и российского уровня, и я считаю себя специалистом в спортивной индустрии, как бы нескромно это ни звучало". Господин Баринов подчеркивает, что профессионалу в управлении спортивными объектами необходима интуиция и живой интерес к спорту. "Я являюсь президентом пляжного футбольного клуба "Кристалл", и за шесть лет наша команда шесть раз принимала участие в финалах чемпионата России по пляжному футболу. Три раза при этом клуб становился чемпионом и еще три — серебряным призером. Кроме того, клуб является двукратным обладателем Кубка европейских чемпионов и Кубка России".
Евгений Селеменев полагает, что самое главное для руководителя спортивным проектом — стрессоустойчивость. Умение держать удар, умение перешагнуть иногда через себя и идти дальше. Опыт в спортивной карьере, по его мнению, лишним не будет, но и не является гарантией успеха. "Несомненно, спортивная закалка, дисциплина — это очень важные качества, которые приобретаются спортсменом с детства. Но важно и общее понимание процессов спортивной индустрии, так сказать, глобальное видение",— поясняет господин Селеменев.
Руководитель спортивного проекта — менеджер, а не спортсмен, подчеркивает Сергей Воронков. "Не каждый хороший спортсмен становится эффективным тренером, зато посредственные спортсмены нередко достигают со своими учениками высочайших вершин, потому что быть тренером — это про мотивацию и систему. То же самое и в спортивном проекте: достаточно общего понимания вида спорта, для погружения в тонкости уже можно приглашать сторонних консультантов или советников в команду",— рассуждает господин Воронков.
В России менеджерами в спортивной индустрии часто становятся бывшие спортсмены как раз потому, что они знают спортивную кухню изнутри, а также нередко обладают широким кругом знакомств и полезными связями. Но именно менеджмент для них зачастую темный лес, говорит господин Соколов. "Те, кто видит себя именно спортивным управленцем, обычно учатся на менеджера в любом вузе и параллельно набирают практику и спортивную, и управленческую. Это самый эффективный путь на сегодня",— указывает Антон Соколов.
Вице-президент по маркетингу межрегиональной общественной организации "Рост" Ирина Кудерова говорит, что сейчас в России начинают активно развиваться методики обучения спортивных менеджеров. "Отличный курс работает в Российском международном олимпийском университете, открывается курс в ВШЭ. Нашей спортивной индустрии требуются систематизация и структура, которые станут основой для управления проектами. В любой индустрии должны присутствовать общие, понятные всем правила игры, система координат. Это позволит участникам рынка лучше понимать друг друга",— рассуждает госпожа Кудерова.
Интерес есть
По словам господина Воронкова, сейчас в спорт вкладываются единичные инвесторы: слишком много рисков и слишком непонятен рынок. "Инвестиции на игровом спорте стали более привычными (хотя в России это все равно в основном футбол и хоккей), а вот в те же технические или силовые виды спорта практически не инвестируют. Из интересных инвестиций могу вспомнить холдинг USM Алишера Усманова, который вложил в киберспорт около €100 млн",— рассказывает Сергей Воронков. Он отмечает, что сейчас инвестиции в спорт больше имиджевые. Так, Red Bull поддерживает экстремальные виды спорта, Сбербанк, "Триколор ТВ" и "Балтика" — марафоны.
Как раз в рамках повышения социальной ориентированности крупный бизнес (в том числе промышленные компании) активно инвестирует в спортивные проекты, говорит независимый эксперт рынка промышленности Леонид Хазанов. Например, En+ Group, "Русал" и Федерация лыжных гонок России реализуют с прошлого года совместный благотворительный проект "На лыжи!". Уральская горно-металлургическая компания (УГМК) владеет баскетбольным клубом, чья женская команда считается одной из сильнейших в России и Европе. Кроме того, у УГМК есть клубы настольного тенниса и самбо, она поддерживает хоккейный клуб "Автомобилист" и финансирует строительство спортивных сооружений в ряде городов Свердловской области, в том числе ледовой арены в Екатеринбурге. Русская медная компания (РМК) планирует возведение в Челябинске многофункционального комплекса "РМК-Арена", рассказывает господин Хазанов.
Интерес инвесторов всегда сфокусирован на росте емкости рынка, который привязан к большим событиям типа Олимпиады, чемпионата мира, Международной спартакиады, говорят эксперты. По мнению господина Соколова, самыми интересными для инвесторов являются массовые ниши. Это, конечно, футбол и хоккей, в том числе детско-юношеский. Кроме того, зрелищные, но значительно отстающие от них из-за отсутствия специфической инфраструктуры баскетбол и волейбол и доступные широкому кругу населения массовые мероприятия, такие как лыжные гонки, забеги, велопробеги. На другом полюсе "дорогие", традиционно развитые в Петербурге и Ленобласти ниши — горные лыжи, теннис, конный спорт, яхтинг. Также перспективными могут быть проекты в экстремальных молодежных направлениях, присущих мегаполису: скейтбординг, роллер спорт, авто- и мотоспорт, рассказывает Антон Соколов.
Евгений Селеменев полагает, что гандбол сегодня — перспективная ниша для инвестиций в сфере спорта. "Дважды мы проводили матчи мужской сборной России в Петербурге и дважды получали и хорошие отзывы в прессе, и хороший результат. В Петербурге есть интерес к гандболу, ему лишь надо немного помочь, дать возможность набрать обороты",— делится Евгений Селеменев.
Хотя спортивную индустрию нельзя отнести к видам бизнеса с быстрым возвратом инвестиций, интерес к ней растет, полагает господин Баринов. По его словам, особенно популярно сейчас развитие фитнес-клубов и производства спортивного питания. "Я не могу советовать всем строить спортивные объекты, так как это не высокодоходный бизнес, но мы будем и дальше развивать наш спортивный комплекс Nova Arena. В частности, запланировано строительство еще двух мини-футбольных залов, крытого зала для игры в футбол 8 х 8 и большого крытого комплекса для пляжных видов спорта, а также общежития для спортсменов",— рассказывает собеседник издания.
Если говорить про проекты небольшого масштаба, то за последние годы интерес бизнеса может и не вырос, но изменился качественно, полагает исполнительный директор Национальной ассоциации организаторов мероприятий (НАОМ) Эдуард Суворов. Раньше участие носило характер социальной ответственности крупного бизнеса перед регионом, где у него расположены основные мощности. Сейчас по-прежнему личные пристрастия лиц играют значительную роль, но стало больше рациональности. Спортивные мероприятия превращаются из отдельных соревнований и матчей в спортивный праздник.