"Если ты занимаешься бизнесом, ты должен его любить"
Карьера
Задумываться о собственном бизнесе многие успешные спортсмены начинают еще на пике своей карьеры. Век профессионального футболиста, хоккеиста, боксера, теннисиста и далее по списку не так уж и долог, а сохранить заработанные в этот период деньги и создать себе "подушку" финансовой безопасности на жизнь после спорта хочется всем.
Успешно совмещать профессиональную карьеру и занятия бизнесом удается единицам, поскольку большинство спортсменов занимается больше инвестициями, нежели строительством и развитием собственного дела, и, как правило, терпит неудачи. Так, например, свой первый бизнес-проект лучший бомбардир сборной России и легенда "Зенита" Александр Кержаков затеял еще на заре своей карьеры. Открытый футболистом в Петербурге ресторан принес ему не только прибыль, но и черный пиар — несколько неприятных историй, случившихся с зенитовцами в "Лукоморье", активно освещала российская пресса, так что в итоге Кержаков решил заведение продать. Позже имя футболиста было связано с другой неудачной инвестицией — в строительство нефтеперерабатывающего завода.
Фиаско закончились попытки и экс-партнера Кержакова по "Зениту" и сборной России Андрея Аршавина открыть собственный автосалон, который принес футболисту не прибыль, а несколько судебных исков. Неудачными были и попытки выпускника Санкт-Петербургского университета технологии и дизайна создать собственную линию одежды под брендом Arshavin. Финансовыми потерями обернулась для Аршавина и идея открыть вместе со своим другом и партнером по "Зениту" Владимиром Быстровым рестораны русской кухни.
Общая ошибка
По мнению Вячеслава Малафеева, в недавнем прошлом вратаря "Зенита" и сборной России, а ныне главы группы компаний М16 и одного из самых успешных из экс-спортсменов бизнесмена, почти все спортсмены, начиная собственный бизнес до завершения профессиональной карьеры, совершают одну и ту же ошибку. "Любое профессиональное дело требует времени. Кроме того, чтобы добиться положительного результата в бизнесе, необходимы знания и опыт, но главное — нужны люди, на которых можно опереться. И первая ошибка, которую совершает каждый спортсмен, начиная свое дело,— доверяет людям (а это, как правило, его знакомые), которые предлагают идеи бизнеса, сами в этом не особенно разбираясь. Все хотят заработать быстро, и спортсмены не исключение. Многие рассуждают примерно так: сейчас я вложу деньги и пусть кто-то работает, а я буду получать прибыль. Часто это заканчивается печально: деньги можно очень быстро потерять. Позже приходит понимание того, что успешный бизнес можно построить, только пройдя все этапы его становления, разобравшись в том, что и как работает, а уже потом передавать руководство им в чьи-то руки и осуществлять контроль. Но все равно без профессионалов, которым можно доверять, очень сложно двигаться вперед, это будет очень долгий и финансово затратный процесс",— говорит Вячеслав Малафеев.
Начинал господин Малафеев строительство своей бизнес-империи с недвижимости. Еще в 2003 году он приобрел свою первую коммерческую недвижимость. Спустя несколько лет у него появился и негативный опыт инвестирования в строительство коттеджей и элитных квартир. Среди обманутых вкладчиков агентства недвижимости "Невский проспект" оказался не только сам Малафеев, но и его тогдашние партнеры по "Зениту" Анатолий Тимощук и Павел Погребняк. Набив таким образом бизнес-шишек, Малафеев в 2013 году создал собственную компанию "М16 — Недвижимость", которая, несмотря на большую конкуренцию на рынке, сумела занять свою нишу и стать одним из лидеров в своей области. При этом пробовал себя господин Малафеев и в других направлениях, например, играл на фондовом рынке, но в итоге пришел к выводу, что фондовый рынок сложно прогнозируем, требует постоянной вовлеченности, контроля изменения валютных курсов, нефтяных котировок, на что у футболиста в ту пору просто не было времени. Зато было известное раскрученное имя, что, по мнению Вячеслава Малафеева, является важным стартовым ресурсом для спортсмена, решившего заняться бизнесом.
"Двигаясь к своей цели, я использовал те ресурсы, что были у меня. Как бизнесмен я не нуждался в дополнительном финансировании и у меня не было необходимости привлечения сторонних инвестиций. Пока занимался футболом, я мог совершать ошибки в бизнесе и учиться на них. Помогали чисто спортивные навыки — целеустремленность, профессионализм, сыграла свою роль и популярность, помогавшая создавать новые связи, быстрее развиваться и рекламировать то, чем ты занимаешься. Я использовал свой бренд и свои связи, но при этом старался создавать уникальные услуги — чтобы моя компания выделялась на фоне других не только именем, но и тем, что мы предлагаем людям больше, чем они от нас ожидают",— говорит Вячеслав Малафеев.
Бизнес на еде
На практике известное имя спортсмена не всегда помогает в раскрутке бизнеса, а зачастую и вовсе работает против него. Показателен в этом смысле пример теннисистки Марии Шараповой, которая в августе 2012 года начала выпуск конфет под брендом Sugarpova и тут же оказалась в центре скандала: европейские диетологи упрекали спортсменку в том, что она пропагандирует нездоровую еду, основными потребителями которой являются дети.
Бизнес, так или иначе связанный с едой, вообще весьма популярен среди спортсменов. Так, олимпийский чемпион фигурист Антон Сихарулидзе несколько лет владел рестораном "Сфинкс" на Невском проспекте в Петербурге. По словам самого спортсмена, многое в этом заведении он сам придумал и контролировал, например, дизайн мебели и интерьера, содержание винной карты и десертное меню. Особенностью кухни ресторана было низкокалорийные блюда. От ресторана Сихарулидзе пришлось отказаться, по официальной версии — из-за того, что экс-фигурист стал депутатом Государственной думы РФ.
Опыт создания сети ресторанов быстрого питания "Знатный повар" есть у бывшего хоккеиста СКА Александра Юдина. Поначалу планировалось, что заведения с традиционной домашней кухней, высоким уровнем обслуживания и ценами на уровне фастфуда появятся в крупных торговых центрах по всему Петербургу, однако выполнить задуманное экс-хоккеисту и его партнеру не удалось, и дело ограничилось двумя заведениями. Сам Юдин обычно любит в интервью упоминать собственное предприятие по производству сухих строительных смесей и шутить, что, как и в спорте (а на льду у хоккеиста было амплуа тафгая), в бизнесе он "выбрал самую грязную работу". Собственный ресторан есть и у бывшего футболиста, а теперь тренера "Зенита" Анатолия Тимощука.
Опосредованно с едой связан и бизнес других известных спортсменов. Экс-вратарь СКА Максим Соколов владеет собственной пивоварней, знаменитый хоккеист, обладатель Кубка Стэнли Игорь Ларионов в пору своей карьеры в НХЛ приобрел в Калифорнии винный завод. Виноделием он заинтересовался, играя в Швейцарии, где, по словам самого хоккеиста, на приемах подавали вино, вкус которого ему был незнаком. Поначалу интерес к вину был для хоккеиста хобби: он коллекционировал редкие вина, читал специализированные книги и даже освоил профессию сомелье. А став владельцем завода, начал сам создавать новые марки вин и присваивать им оригинальные хоккейные названия. В виноделии попробовал себя и экс-капитан и тренер "Зенита" Владислав Радимов, ставший совладельцем предприятия в знаменитой испанской провинции Риоха. Однако, по словам самого Радимова, этот бизнес каких-то существенных дивидендов ему никогда не приносил.
Бывший хоккеист Максим Сушинский, владеющий компанией "Авангард", занимается продажей автомобилей. В сентябре он заявил, что в течение двух лет построит недалеко от границ Петербурга новый дилерский центр Mercedes. "Авангард" на сегодня владеет дилерским центром на Приморском шоссе, 54, площадью 15 тыс. кв. м. Официальное открытие было в апреле, дилерский центр стал самым крупным в Северо-Западном регионе. Площадь шоу-рума составила 5 тыс. кв. м, склада запасных частей — 2 тыс. кв. м. Стоимость его строительства не раскрывалась, но эксперты авторынка оценивали его в 1 млрд рублей. Новый дилерский центр будет построен в Корабсельках, недалеко от ТЦ "Мега Парнас". По словам Максима Сушинского, площадь центра будет почти в два раза меньше: 6-8 тыс. кв. м. Господин Сушинский не раскрыл стоимость строительства. По оценке экспертов, инвестиции могут достигать 700-900 млн рублей в зависимости от состояния инженерной инфраструктуры
Выбор модели
"В том, что спортсмены выбирают бизнес, связанный с недвижимостью или питанием, есть своя логика. Издревле людей заботили три вещи: где жить, что есть и как сохранить заработанное. Поэтому самим эффективным во все времена был бизнес, связанный с недвижимостью и едой, например, очень выгодно сдавать помещения торговым сетям. А вот чтобы стать успешным ресторатором, одних только денег недостаточно, нужно очень глубоко разбираться в этой сфере, что для бывшего спортсмена не так просто",— считает Вячеслав Малафеев.
А вот спорт как бизнес практически никто из спортсменов не рассматривает, несмотря на то, что многие оказывают финансовую помощь различным проектам. Так, например, благодаря финансовой поддержке Светланы Кузнецовой в Петербурге был построен крытый велотрек, куда известная теннисистка передавала львиную долю своих гонораров. На строительство велотрека был в 2004 году перечислен миллион долларов — призовые за победу Кузнецовой в турнире US Open. Меценатством, а не бизнес-проектом стало для игрока "Зенита" и сборной России Олега Шатова строительство футбольного стадиона в родном для него Нижнем Тагиле. Аналогичную благотворительную помощь оказал своим землякам — любителям футбола из города Миллерово Ростовской области спартаковец Денис Глушаков.
Проект создания собственной футбольной школы несколько лет вынашивает и Александр Кержаков. Футболист несколько раз встречался с представителями администрации Петербурга, тщательно изучал инфраструктуру и материальную базу Академии "Зенита", однако серьезно на этом пути пока не продвинулся.
"Спортивная школа — это довольно сложная бизнес-модель, которая требует колоссальных усилий и ресурсов, причем не только и не столько финансовых. Необходимо найти удобное место под строительство, а удобство будет во многом зависит от того, принесет ли тебе проект деньги и какие. В Петербурге все наиболее удобные для создания такой инфраструктуры места либо уже заняты спортивными объектами, либо отдаются под то, что приносит больше прибыли — жилье или бизнес-центры. И здесь требуется помощь властей города. Без них не обойдется и после того, как спортивная структура будет создана, ведь придется содержать и сам объект недвижимости, и коллектив, который будет там работать, следовательно, будут нужны льготы, которые бизнесмену сложно получить. Наконец, потребуется приложить усилия, чтобы направить в созданную тобой структуру поток людей, которые будут пользоваться этой школой или стадионом, чтобы вернуть хотя бы часть вложенных средств за счет платных услуг... Зарабатывать на спорте достаточно сложно, это возможно только в том случае, если у тебя уникальное предложение и небольшая конкуренция",— говорит Вячеслав Малафеев.
При этом недавно экс-вратарь затеял строительство горнолыжного клуба в Новгородской области, где, по словам Малафеева будут все условия для занятий спортом, включая трассу с "интересным рельефом и хорошим перепадом высот". Он признается, что проект оказался сложным и трудоемким, но он надеется, что в будущем эта спортивная структура будет приносить прибыль.
"Вообще, кто хочет, тот остается в спорте либо тренером, либо менеджером в структуре спортивных клубов, а создавать новые бизнес-модели в этой сфере достаточно сложно",— отмечает господин Малафеев.
Главный секрет
Главным же секретом успешной интеграции спортсменов в бизнес Вячеслав Малафеев считает отношение к собственному делу, которое нужно воспринимать не как работу, а как любимое занятие
"Без помощи профессионалов очень сложно создать бизнес, который будет долго функционировать. Если ты все замыкаешь на себя и без твоего участия не обходится ни один процесс, ты не бизнесмен. В этом случае ты работаешь на бизнес, а не бизнес на тебя. Конечно, нужно контролировать, прилагать усилия и развивать свое дело, но опираться на опытных профессионалов. А привлечь их может только интересное дело, которое позволяет не только заработать больше денег, но и узнать что-то новое. И еще: если занимаешься бизнесом — нужно его любить. Отношение к бизнесу как к работе может печально закончиться: когда начнутся трудности ты не сможешь бороться, ты скорее сдашься, чем будешь пробивать эту стену или пытаться ее обойти. Здесь все как в спорте: нужны целеустремленность, профессионализм, умение контактировать с людьми, находить компромиссы и постоянно учиться, чтобы предвидеть возможные трудности",— говорит Вячеслав Малафеев.