Портрет времени
Екатерина Зиборова о художественном проекте Audemars Piguet
Все началось в 2013 году, когда швейцарская часовая мануфактура Audemars Piguet стала официальным партнером международной выставки современного искусства Art Basel. Двумя годами позже компания запустила проект Audemars Piguet Art Commission. Ежегодно марка с помощью приглашенного куратора отбирает художников и принимает их в городке Ле-Брассю, где знакомит с мануфактурой, часовым производством и семьей Одемар. Так начинается создание арт-проектов, рассказывающих о всемирно известном швейцарском бренде.
Заказчик — компания с четко выстроенной маркетинговой стратегией, в которую художнику предлагают вписаться. Личность заказчика, его манера взаимодействия с автором играет при этом одну из первостепенных ролей. Audemars Piguet — единственная на швейцарском часовом рынке компания, которой удалось полностью остаться в руках своих основателей, семьи Одемар. Отсутствие необходимости отчитываться перед советом директоров дает ей возможность действовать свободно, идти на риск и осуществлять многоплановые проекты. "Мы мыслим поколениями, а не полугодовыми отчетами",— говорит Оливье Одемар, правнук одного из основателей компании и нынешний ее вице-президент. В рамках проекта Audemars Piguet Art Commission марка ищет художников, стремящихся найти художественное воплощение движения времени, и не только полностью спонсирует работу над арт-проектом и его презентацию на Art Basel в Гонконге, Базеле и Майами, но и дает доступ к своим лабораториям и техническому оборудованию в случае, если это может понадобиться художнику для осуществления задуманного.
Каждый год Audemars Piguet привлекает к участию в создании концепции и наполнению своего стенда в "Уголке коллекционеров" на выставке Art Basel трех художников. В этом году, благодаря куратору Кейтлин Форде, к сотрудничеству приглашены чилийский дизайнер Себастьян Эрразурис, китайский видеохудожник Чэн Жань и работающий в разных техниках и дисциплинах художник из Лос-Анджелеса Ларс Ян. В этом году стенд компании, в городах, принимающих выставку Art Basel, носит название "Вторая натура". Себастьян Эрразурис изобразил культурное наследие Audemars Piguet в виде дерева, похожего на те, что растут в долине Жу, где располагается мануфактура. По мере смены сезонов сконструированное с помощью компьютерного моделирования дерево развивается. В январе в Гонконге это был ствол с голыми ветками, к июньскому, базельскому этапу выставки на ветках появились почки, а в декабре в Майами художник покажет его цветущим. Китайский художник Чэн Жань создал для проекта видеокомпозицию "Циркадный ритм" — картины ландшафтов, окружающих мануфактуру в Ле-Брассю, сопровождаются саундтреком, в котором голоса природы сочетаются со звуками механическими часов. Впервые эта композиция была представлена на выставке марки в Шанхае в октябре 2016 года, после чего демонстрировалась в Гонконге на Art Basel. Инсталляция Ларса Яна "Медленно движущиеся светила" расположится под открытым небом Майами и будет посвящена теме изменения биосферы с течением времени.
Помимо произведений современных художников на стенде Audemars Piguet всегда представлены новейшие часовые достижения компании и старинные часы из архивов.