"Нужно выключать сердце и включать разум"
Ирина Кудрина об эффективной помощи детям
Основательница фонда социальных, благотворительных и культурных программ "Северная корона" и интеллектуального клуба "418" Ирина Кудрина считает себя интровертом. Она говорит, что научилась общаться с людьми благодаря маме, не обращает внимания на комментарии, связанные со статусом "жены чиновника", и надеется, что когда-нибудь ей удастся изменить существующую сегодня систему работы детских домов.
Во многих интервью, да и в жизни, вы часто упоминаете маму, Валентину Алексеевну. Почему?
Мама — главный человек в моей жизни, мудрый и образованный. Благодаря маме я стала тем, кем являюсь. На ее афоризмах я выросла, а сейчас на них растет мой сын Артем. По натуре я очень ленивый человек, но мама приучила не сидеть на месте. Даже если я намеренно усадила себя на диван отдохнуть, все это время в голове будет крутиться мамина мысль: "Ты же можешь за эти полчаса сделать что-то важное!"
Еще я глубокий интроверт и прекрасно чувствую себя в одиночестве, а благодаря маме я научилась общаться с людьми. Первое, что для этого нужно,— улыбаться каждое утро, как только проснулся, и, что бы ни происходило, выходить из дома в прекрасном настроении.
У фонда "Северная корона" сложная модель благотворительности. Вы не просто разово собираете деньги на решение конкретной проблемы — вы помогаете детским учреждениям долгосрочно и комплексно: от работы с персоналом, психологической и медицинской помощи детям до ремонта и творческих детских лагерей. Почему именно такая схема?
Помочь всем невозможно, а уж если помогаешь, хочется делать это эффективно. Когда 20 лет назад я задумала фонд, ориентироваться в России было не на кого, пришлось изобретать велосипед. Было очевидно, что нужно выбрать одну колею и по ней следовать. Мы решили, что будем помогать детям, оставшимся без попечения родителей: детским домам, интернатам и домам ребенка. Мы не занимаемся лечением, у нас нет паллиативной помощи, зато мы создаем пространство, в котором детям уютно и хорошо, где они могут получить знания и навыки для дальнейшей жизни.
Было ли эмоционально тяжело вначале?
Когда человек впервые оказывается в детском доме, его естественный порыв — срочно кого-нибудь усыновить, а лучше — всех. Каждый из нас столкнулся с этим. Но нужно вырабатывать в себе профессиональный навык, выключать сердце и включать разум. Работать трезво, не разбрасываясь. И тогда мы поможем максимально эффективно и гораздо большему количеству детей, нежели каждый из нас в одиночку, даже если возьмет по ребенку.
Но любимчики все-таки у вас есть?
От этого никуда не деться, и у каждого из нас они есть. У меня тоже есть воспитанники, которые мне особенно дороги: Антон из калужского детского дома и Настя с Женей из вологодского. Антон окончил институт в Калуге и вернулся к нам в фонд — на этот раз работать. А еще он профессиональный музыкант: он много добился, пишет песни. Этот талант у него с детства. "Иду,— говорит,— клубнику полоть, как вдруг мне какая-то песенка в голову приходит, я ее и записываю".
Настя — светлый человек с золотыми руками, она вышивает бисером невероятные картины и плетет фантастически сложные кружева. А Женя стал профессиональным актером с большой фильмографией и главными ролями. Сейчас он занят в Театре мюзикла и номинирован на "Золотую маску" за роль Мистера Икс в "Принцессе цирка". У него потрясающий голос! А вообще, я не могу быть объективной: все, что делают мои дети,— это гениально.
Каким качеством нужно обладать, чтобы работать в благотворительности?
Нужно получать от этой работы удовольствие. Нужно понимать, что мы работаем для детей, а не для того, чтобы стать знаменитыми или очень богатыми. Да, благотворительность работает по тем же законам, что и бизнес, только у нас единица вознаграждения другая, не материальная. Довольные дети и их светящиеся радостью глаза — вот наша прибыль.
Какими результатами работы фонда вы особенно гордитесь?
Программой по созданию в детских домах и интернатах профессионально ориентированных классов. Она позволяет детям выйти в большой мир с готовой профессией в руках, будь то парикмахерское, швейное, обувное, кулинарное или столярное дело. Это особенно важно для детских учреждений особого вида, выпускники которых не получают аттестат, а значит, не имеют возможности продолжить образование и найти работу.
Два раза в год вы привозите детей со всей России в лагерь "Творческая мастерская "Северная корона"". Зачем?
Основная цель — подружить детей из разных регионов, чтобы, когда они выйдут во взрослую жизнь и окажутся в другом городе, в другой области, там у них были друзья. Таких примеров у нас уже много. А еще мы показываем детям на конкретных примерах: трудись и всего добьешься. Наша помощь тем, кто чего-то достиг, минимальна. Всего, что у них есть, они добились своим трудом. Например, у нас есть танцевальная команда Masta Funk Crew. Руководитель, Виталий Степанов, в прошлом детдомовский парень, еще будучи учеником, организовал группу, а потом остался работать и тренировать детей. Его ученики занимают призовые места на международных конкурсах, выступают на самых разных площадках, а трое из них сейчас прошли отборочный тур в шоу "Ты супер! Танцы" на НТВ. В Орловской области у нас есть кадетские классы — оттуда ребята поступают в военные училища: Кадетский корпус Следственного комитета, Рязанское высшее военное училище. Ребята отличные, с честью, совестью и достоинством, как из царской России. Сейчас многие из них приезжают работать волонтерами: помогают нам, в том числе в лагере, выступают, проводят мастер-классы и подают пример остальным.
Что происходит с детьми после выпуска?
Мы стараемся никого не бросать. Все выпускники знают адрес фонда и могут в любое время приехать. Правда, чаще приезжают не просить о помощи, а похвастаться успехами. И это очень приятно.
В отличие от многих фондов, вы не манипулируете эмоциями, не "давите на жалость". Почему?
Мы стараемся ко всему относиться позитивно. Если есть проблема — ее нужно решить, и в 99% случаев эта проблема решается. Мы работаем каждый день, с утра до вечера, иногда без выходных. Если мы будем находиться в атмосфере жалости и боли, надолго нас не хватит. Да, все мы прекрасно знаем, чего в детдомах не хватает: родительской любви. Мы не можем подарить детям любовь родителей, но стараемся дать все остальное. Кто-то себя реализовал в жизни, у кого-то мечта сбылась, кто-то небольшое желание осуществил и от этого счастлив — мы все это нанизываем на одну ниточку уже 17 лет, получаются большие и очень звонкие бусы.
За 20 лет отношение к благотворительности в нашей стране изменилось?
Очень. Количество людей, желающих помогать, растет в геометрической прогрессии. Помимо спонсоров у нас есть армия волонтеров — выпускники и наши друзья из самых разных областей. Нам давно уже не приходится искать помощи и тем более уговаривать, люди и компании приходят к нам сами. Иногда человек хочет помочь, приходит, а мы теряемся, не знаем даже, что ему поручить.
Когда-то вы хотели повлиять на законодательство в отношении детских учреждений, например, запретить закон о необходимости перевода ребенка во взрослый детдом в возрасте трех лет. Что-то удалось реализовать?
Пока нет, но я не опускаю руки. Я знаю эту систему изнутри, вижу, какие поправки и законы ограничивают и усложняют работу детских учреждений, и понимаю, как сделать систему более стройной и работающей. Когда-нибудь мне это удастся.
Что для этого нужно?
Побольше смелости и наглости, чтобы рекомендовать сильным мира свои взгляды.
Может, лучше сразу баллотироваться?
Для этого нужен определенный склад характера и амбиции, а я в этом смысле абсолютно удовлетворенный человек. Может быть, мне еще захочется большего, но не сейчас.
Ваше семейное положение когда-нибудь мешало вашей работе?
Разумеется, говорили: "Ну что еще может делать жена чиновника, кроме как отмывать деньги?" На это я всегда отвечаю: "Собаки лают, караван идет".
А вам никогда не хотелось совершить какое-нибудь безумство?
Смотря что считать безумством. Например, я встала на серф и планирую прыгнуть с парашютом. Вот это для меня безумство, но от такого безумства я счастлива!
Что вы сейчас читаете?
Я слушаю аудиокниги — несколько одновременно в зависимости от настроения. Закрываю пробелы в истории Карамзиным, не так давно переслушала всего Ремарка, братьев Стругацких и Камю: было приятно вернуться в юность и сравнить свои ощущения. Кроме того, мой сын Артем увлекся философией и меня ею заразил. В прошлом году мы с ним перелопатили всего Ницше: не могу сказать, что он мне близок, но на многое открылись глаза, многое стало понятнее.
А своя философия у вас есть?
Да, и один из ее принципов: старайся все делать так, чтобы как можно меньше беспокоить окружающих.
Вы идеальная жена политика. Занимаетесь образованием и благотворительностью. Вы заранее продумали этот образ?
Никогда не пыталась сделать из себя того, кем не являюсь по сути. Я такая, какая есть. Надеюсь, я не сильно изменилась со студенческих лет. Может, только стала жестче немного. Просто, мне кажется, моему мужу повезло, вот и все.
Редакция выражает благодарность пространству TheSecretSpace за помощь в организации интервью