Чужая кровь
14 ноября 1901 года венский врач Карл Ландштайнер сообщил об открытии групп крови
Научное сообщение ассистента Венского института патологии Ландштайнера о группах крови, опубликованное в номере «Венского клинического еженедельника» от 14 ноября 1901 года, фурора не вызвало. Прошел не один десяток лет, прежде чем открытие Ландштайнера приобрело статус непререкаемого закона при переливании крови.
Группы крови должен был открыть бельгийский иммунолог Жюль Борде в 1898 году, когда он описал механизм несовместимости крови: красные кровяные клетки (эритроциты) при добавлении чужой крови слипались и разрушались. Но Борде прошел мимо открытия, он ведь механизм несовместимости искал, а не частоту ее встречаемости при разных вариантах переливания крови.
Ландштайнер занимался вообще другим делом, не связанным с совместимостью крови. Он исследовал влияние плазмы (жидкой части) крови человека на микробов. Ученые уже знали, что кровь переболевшего человека обладает каким-то целебным свойством, и Ланштайнер воздействовал плазмой крови больных на штаммы разных видов бактерий — возбудителей болезней. Иногда плазма вызывала слипание (агглютинацию) бактерий и их разрушение, иногда не вызывала.
Но именно Ландштайнеру пришла мысль провести опыт, за который он 30 лет спустя получил Нобелевскую премию. Он взял у себя и у пятерых коллег по лаборатории кровь. Каждую пробу крови поделил на две части. Из одной части он в центрифуге выделил плазму. А потом по очереди плазму каждого приливал к цельной крови других участников эксперимента. Если кровь была своя, ничего не происходило. Если чужая, то эритроциты в ней либо склеивались, либо не склеивались.
Плазма Ландштайнера не вызвала реакции в крови доктора Штурли, и наоборот. Но кровь их обоих была несовместима с кровью доктора Плетчинга. И наоборот: плазма коллеги Плетчинга вызвала гибель эритроцитов в их крови. И так далее. Составив таблицу, Ландштайнер увидел, что всего у него и пятерых его коллег наблюдается три разных типа крови (он назвал их A, B и C), несовместимых друг с другом. Если бы в опыте было больше людей, то он открыл бы и четвертую группу крови. Ее открыл коллега Штурли год спустя.
Группы крови «открывали» после Ландштайнера еще несколько раз, и каждый раз нумеровали их по-разному. Конец неразберихе был положен только в 1937 году на съезде Международного общества переливания крови в Париже, когда была принята нынешняя система «АВ0» с группами крови: 0 (I), A (II), B (III), AB (IV). Собственно, это была система Ландштайнера, только добавилась четвертая группа, а С превратилась в 0.
Сергей Петухов