Саудовская Аравия пошла на прорыв блокады
В Йемене разворачивается крупнейшая гуманитарная катастрофа на планете
Военная коалиция во главе с Саудовской Аравией сняла в выходные блокаду с аэропортов в крупных йеменских городах Аден и Сайвун. На такую уступку Эр-Рияд пошел после многочисленных призывов международного сообщества немедленно открыть доступ в Йемен гуманитарным организациям. В ВОЗ и ООН предупреждают: гражданская война, холера, нехватка лекарств, воды и продуктов грозят обернуться голодом и гибелью миллионов людей.
«Столицы наших врагов не защищены от наших ракет»
Как передает телеканал Al Arabiya, международная коалиция во главе с Саудовской Аравией в выходные открыла для полетов аэропорты городов Аден и Сайвун в западной и восточной частях страны. «Альянс отменил воздушное эмбарго для аэропортов Адена и Сайвуна»,— цитирует агентство слова министра транспорта Йемена Мурада аль-Халими. Ранее эмбарго было снято и с южных морских портов Эль-Мукалла и Аден. О таком решении было объявлено после того, как тотальная блокада в условиях гуманитарной катастрофы в Йемене вызвала шквал заявлений глав зарубежных внешнеполитических ведомств и международных организаций.
Напомним, гражданская война в Йемене разгорелась еще в 2014 году — тогда правительственные войска и ополчение, лояльные нынешнему президенту страны Абд-Раббу Мансуру Хади, начали борьбу с вооруженными повстанцами-хуситами, членами шиитской группировки «Ансар Аллах», и частью армии, которые поддерживают бывшего президента страны Али Абдаллу Салеха. В 2015 году противостояние получило международное измерение: поддержку правительству с воздуха и с земли начала оказывать военная коалиция во главе с Саудовской Аравией. В коалицию входит ряд государств Персидского залива, в частности Бахрейн, Катар, Кувейт, ОАЭ, а также Иордания, Египет и Марокко. По данным ВОЗ, в ходе конфликта погибли более 8 тыс. мирных жителей, а более 3 млн были вынуждены покинуть свои дома.
Ситуация обострилась после того, как в начале ноября йеменские повстанцы-хуситы запустили в направлении Эр-Рияда баллистическую ракету дальностью полета 750 км. Снаряд перехватили силы ПВО Саудовской Аравии, обломки упали в районе столичного аэропорта, и жертв удалось избежать. При этом факт запуска ракеты представителями йеменского шиитского движения «Ансар Аллах» (воюющего сейчас с силами правительства) подтвердил в своем микроблоге в Twitter представитель движения Мохаммад Абед Ас-Салям: «Мы в очередной раз доказали, что столицы наших врагов не защищены от наших ракет».
Иностранная военная коалиция расценила пуск снаряда по Саудовской Аравии как акт, «угрожающий не только региональной, но и мировой безопасности», и неделю назад объявила о закрытии всех наземных, воздушных и морских портов Йемена.
Эксперты предупреждают, что блокада со стороны коалиции вызовет гуманитарный коллапс колоссального масштаба, который перевернет ситуацию во всей Аравии и окажется более разрушительным, чем кризис в Сирии. «С точки зрения миграционного кризиса ситуация в Йемене тоже тяжелая. Несколько сот тысяч йеменцев в первые месяцы военных действий попытались найти убежище в соседних странах: Сомали, Джибути, Эфиопии, но они также относятся к бедствующим.
А богатые страны залива, с которыми граничит Йемен,— Оман и Саудовская Аравия — стараются сдержать поток беженцев при помощи строительства лагерей беженцев на границе, сейчас в них проживают около 3 млн человек»,— рассказал “Ъ” старший научный сотрудник Центра арабских и исламских исследований Института востоковедения РАН Сергей Серебров.
Опасения соседних стран связаны с тем, что Йемен — крупнейшее государство Аравийского полуострова по численности населения.
Слагаемые катастрофы
Формально решение о блокаде транспортных узлов — временное. Более того, представители коалиции во главе с Саудовской Аравией отметили, что примут во внимание необходимость обеспечить въезд и выезд гуманитарных поставок и конвоев. Несмотря на это, гуманитарные агентства ООН заявили, что это намерение не было выполнено уже в первые три дня после введения блокады.
«Гуманитарные операции в Йемене заблокированы из-за решения международной коалиции, возглавляемой Саудовской Аравией. Коалиция потребовала, чтобы Механизм ООН по верификации и инспекции призвал все торговые суда покинуть порты Ходейда и Салиф. Гуманитарные авиаперевозки также прекратились со вчерашнего дня»,— заявил в минувший вторник на брифинге официальный представитель Управления верховного комиссара ООН по гуманитарным вопросам Йенс Лерке, призвав снять блокаду и «поддерживать этот коридор жизни».
По оценкам Детского фонда ООН (ЮНИСЕФ), если гуманитарная помощь не будет пропущена в аэропорт Саны, запасы топлива в стране закончатся к концу ноября, а медикаментов — еще через две недели.
Управление верховного комиссара ООН по правам человека пока воздержалось от того, чтобы классифицировать действия коалиции как «военное преступление».
«Нам необходимо больше фактов, чтобы определить, представляет ли эта блокада массовое наказание и может ли быть расценена как военное преступление»,— сообщил представитель ведомства в минувший вторник.
О наступлении масштабного гуманитарного кризиса в Йемене гуманитарные и правозащитные организации говорили еще два года назад. Из-за быстрого роста населения на фоне экономического кризиса Йемен был не в состоянии обеспечить себя продовольствием еще до начала гражданской войны: уже тогда треть населения страны сталкивались с угрозой голода или недоедания. При этом до 70% потребляемых продуктов питания Йемен импортировал из других стран.
В июле 2015 года, спустя пять месяцев после начала военной интервенции стран коалиции, президент Международного комитета Красного Креста Питер Маурер говорил, что Йемен выглядит «хуже, чем Сирия после пяти лет войны». Тогда же в беседе с “Ъ” глава Международного комитета Красного Креста (МККК) в Йемене Седрик Швайцер указывал на катастрофическую нехватку продовольствия и призывал позволить системе коммерческих отношений в стране заработать как прежде.
В мае 2017 года ООН характеризовала ситуацию в стране как «гуманитарную катастрофу». По данным организации, сейчас около 7 млн человек находятся на грани голода, а в гуманитарной помощи нуждаются 20 млн йеменцев (всего население страны составляет около 27 млн человек). По этому показателю Йемен является крупнейшим очагом гуманитарной катастрофы в мире.
Весной в Йемене началась эпидемия холеры. По опубликованным на прошлой неделе данным Всемирной организации здравоохранения, с конца апреля в стране зарегистрировано около 913 тыс. случаев заболевания холерой и более 2 тыс. смертей. При этом каждый день врачи принимают до 30 тыс. новых заболевших.
Как объяснял “Ъ” директор управления по оперативной деятельности МККК Доминик Штилхарт, «холеру лечить несложно — нужны чистая вода и простые лекарства».
Но борьбу с эпидемией затрудняет катастрофическое состояние системы здравоохранения. Часть больниц в стране перестали работать, а тем, которые все еще функционируют, не хватает персонала, медикаментов, средств для обеззараживания воды и горючего для стабильной работы электрогенераторов — в стране нет центрального электроснабжения. Обострение ситуации после запуска ракеты наверняка усложнит и работу больниц: по данным Управления ООН по гуманитарным вопросам, уже за первые сутки после начала блокады цены на автомобильное топливо в некоторых районах Йемена выросли до 60%, а на газ для жилых домов — до 100%.
«Йеменцы видят, что ООН замалчивает факты военных преступлений»
Война в Йемене имеет и еще один внешний аспект — противоборство между исторически соперничающими державами региона, Саудовской Аравией и Ираном. Хуситы, представляющие одну из сторон внутреннего конфликта, являются представителями шиитского направления ислама, который исповедуется в Иране и которому в исламском мире противостоит другое религиозное течение — суннизм, распространенный в Саудовской Аравии и большинстве стран арабского мира. С самого начала войны в Йемене Саудовская Аравия утверждала, что Иран поддерживает хуситских повстанцев с целью создать «шиитский пояс» у южных границ арабского королевства.
Вслед за объявлением о начале блокады Йемена Эр-Рияд заявил, что рассматривает запуск ракеты в качестве «акта агрессии» со стороны Ирана, который «может в будущем рассматриваться как акт войны против королевства». Уверенность в том, что за пуском ракеты стоит Иран, выразил и президент США Дональд Трамп. «Недавно запущенная мятежниками ракета (по Саудовской Аравии.— “Ъ”) предоставлена Ираном и имеет иранскую маркировку»,— позднее заявил представитель Центрального командования ВС США.
Президент Ирана Хасан Роухани в минувшую среду опроверг обвинения, заявив, что повстанцы выпустили собственное оружие по Саудовской Аравии из-за ее агрессивных действий, а глава Корпуса стражей исламской революции Мохаммад Али Джафари сказал, что Иран «не имеет возможности передавать ракеты в Йемен».
Международное сообщество уже предпринимало попытки урегулировать кризис в Йемене: в апреле 2015 года Совет Безопасности ООН принял резолюцию 2216 (Россия воздержалась от голосования), которая предусматривала разоружение хуситов, освобождение контролируемых ими городов и запрет на поставки оружия группировке, но так и не решила вопрос деэскалации конфликта.
Позднее, 2 июня 2016 года, тогдашний секретарь Пан Ги Мун попытался указать на серьезность гуманитарных последствий действий военной коалиции и включил ее в ежегодный черный список государств и группировок, виновных в насилии над детьми в зонах конфликта (около 50% населения Йемена моложе 15 лет). Однако уже спустя четыре дня ООН вычеркнула Саудовскую Аравию и ее союзников из списка — как сообщали источники британской газеты The Guardian, нефтяная монархия пригрозила прекратить финансирование ряда гуманитарных программ ООН, для которых она выступала донором.
Именно из-за такой гибкости, по мнению экспертов-востоковедов, урегулирование на полях ООН может быть не таким успешным. «Использование площадки Совбеза ООН было бы наиболее желательным способом прекращения военной кампании и блокады Йемена, но большого доверия к миссии ООН в Йемене сейчас нет,— поясняет “Ъ” господин Серебров.— Йеменцы видят, что ООН замалчивает факты военных преступлений. Именно поэтому ощущается необходимость еще одного "переговорного эшелона" — участия стран, имеющих реальный вес в регионе и одновременно пользующихся доверием всех участников конфликта. Их силами мог бы быть запущен миротворческий процесс».
По мнению эксперта, в этом качестве могли бы выступить Россия (с учетом наработанного опыта в Сирии), а также Китай с Индией, поскольку они заинтересованы в безопасности Баб-эль-Мандебского пролива, через который проходит товарооборот из Азии в Европу. А поводом для запуска процесса урегулирования могло бы стать нынешнее обострение кризиса, грозящее не только гуманитарным коллапсом, но и дестабилизацией всего региона.
Однако пока Лига арабских государств (ЛАГ), в которую входят все арабские страны региона, в минувшую среду заявила о своей солидарности с Саудовской Аравией, осудив «беспрецедентную эскалацию насилия против королевства» со стороны Ирана. И именно «вмешательство Ирана», а не гуманитарный кризис в Йемене должно стать темой экстренной встречи глав МИДов ЛАГ, которая по инициативе Эр-Рияда должна состояться на текущей неделе.