Из черного списка показался выход
ЦБ дал банкам рекомендации по реабилитации клиентов-отказников
У клиентов банков, попавших в черный список отказников, рассылаемый по кредитным организациям ЦБ, появился реальный шанс на восстановление репутации. Банк России совместно с Росфинмониторингом разработал и представил методические рекомендации по реабилитации добросовестных клиентов. Они отдают этот процесс в значительной мере на откуп банкам, но при этом регулятор обещает тщательно контролировать действия кредитных организаций при возникновении спорных отказов клиентам со стороны банков.
Банк России создал механизм, в рамках которого сведения о добросовестных клиентах могут быть исключены из баз данных об отказах, сообщается на сайте регулятора. «Банки могут аннулировать направленные в Росфинмониторинг сведения об отказниках, которые попали в список из-за технических ошибок и отказов по основаниям, не связанным с риском отмывания доходов, полученных преступным путем, и финансирования терроризма»,— отмечают в ЦБ.
Черный список отказников ЦБ рассылает банкам с июня. В него попадают клиенты, которым банки отказали в обслуживании или проведении операций из-за подозрений в нарушении 115-ФЗ. Попадание в список фактически лишает компанию или физлицо доступа к банковским услугам — другие кредитные организации предпочитают не принимать на обслуживание таких клиентов, кроме того, банки могут блокировать переводы своих клиентов компаниям из списка (см. “Ъ” от 6 октября).
На необходимости введение механизма реабилитации клиентов из черного списка изначально настаивало банковское и бизнес-сообщество, а также Росфинмониторинг. Однако рассылка списка стартовала без механизма исключения. ЦБ понадеялся на ответственное отношение банков при применении списка, однако они подошли к вопросу формально. В результате клиенты столкнулись с массовыми блокировками и отказами кредитных организаций. Только за время рассылки список увеличился более чем вдвое: с 200 тыс. до 460 тыс. клиентов по состоянию на конец октября (см. “Ъ” от 24 октября). По данным общественной организации «Деловая Россия», с начала года банки заблокировали около 500 тыс. счетов предпринимателей.
Механизм, анонсированный ЦБ, описан в методических рекомендациях Банка России и Росфинмониторинга. В них регулятор акцентирует внимание кредитных организаций на необходимости взвешенно использовать информацию об отказах и не допускать принятия решений об отказе по причинам, не связанным с риском отмывания доходов и финансирования терроризма. «Анализ информации об отказах, получаемой от Федеральной службы по финансовому мониторингу, а также поступающих в Банк России обращений лиц, в отношении которых имели место случаи отказов, свидетельствует о том, что ряд кредитных организаций принимает решения, руководствуясь обстоятельствами, напрямую не связанными с риском ПОД/ФТ клиента»,— отмечается в материалах ЦБ. Регулятор также рекомендует банкам определить подразделение или сотрудника, уполномоченных рассматривать жалобы клиентов на отказы в получении банковских услуг.
По мнению участников рынка, инициатива ЦБ полезна, но требует тщательного контроля со стороны регулятора. По словам собеседника “Ъ” в банке из топ-5, для банков реализация рекомендаций ЦБ по исключению клиентов из банков не будет излишне сложной. «ЦБ рекомендует банкам создавать подразделения специальные в банках, которые будут заниматься урегулированием конфликтных ситуаций в данной сфере,— говорит собеседник “Ъ”.— Однако на практике подразделения по работе с проблемными клиентами уже есть в крупных банках, достаточно подключить к ним в более плотное взаимодействие сотрудников отдела комплаенса». По словам главы коллегии адвокатов «Старинский, Корчаго и партнеры» Евгения Корчаго, в новых методических рекомендациях представляют опасность положения, касающиеся исключения из черного списка клиентов в связи со снижением риска по ПОД/ФТ (в связи с представлением документов). «Это оценочные понятия, а где оценка — там риск коррупции,— указывает он.—
Даже сейчас, когда механизма реабилитации не было, имели место факты оказания недобросовестными банкирами "услуг" по выведению средств компаний с заблокированного счета».
В Банке России, похоже, понимают, что отдавать ситуацию на откуп банкам не стоит. «Качество и эффективность реализации кредитными организациями полномочий по отказам, а также результаты рассмотрения ими связанных с этим жалоб находятся в зоне пристального внимания Банка России и учитываются регулятором при анализе деятельности банков»,— отмечается в сообщении регулятора.