Нулевой сброс

2017-й — итоговый год совместного пятилетнего экологического проекта Программы развития ООН, Глобального экологического фонда и Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации. Его самым активным участником стала компания ЛУКОЙЛ. На подведении итогов проекта присутствовал "Огонек"

За здоровье птицы, спасением которой занимаются сотрудники компании ЛУКОЙЛ, можно не волноваться

Фото: ПАО , ПАО "ЛУКОЙЛ"

Александр Трушин

Российский проект Программы развития ООН, Глобального экологического фонда и Министерства природных ресурсов и экологии РФ (далее — проект ПРООН/ГЭФ и Минприроды) "Задачи сохранения биоразнообразия в политике и программах развития энергетического сектора России" начался пять лет назад. Главная задача его определялась так: предотвращение негативного воздействия хозяйственной деятельности предприятий энергетического сектора на окружающую природу. Компания ЛУКОЙЛ участвовала в мероприятиях проекта на Нижней Волге, Северном Каспии и на Арктическом побережье.

Проект ПРООН/ГЭФ и Минприроды в своей работе опирается на стремление социально ответственных предприятий энергетического сектора к сокращению негативного воздействия хозяйственной деятельности на биологическое разнообразие. Девиз проекта — "Предотвращать — сокращать — восстанавливать — компенсировать". Бюджет проекта ПРООН/ГЭФ и Минприроды составлял поначалу 7,2 млн долларов. Но российские энергетические компании, а их было около сорока, выполнявшие на площадках проекта экологические мероприятия, добавили еще порядка 32 млн долларов. Партнерами проекта были также региональные и районные власти, общественные экологические организации, с которыми постоянно взаимодействует компания ЛУКОЙЛ.

Никто не хотел убирать

Не секрет, что, например, строительство гидроэлектростанций связано с затоплением больших территорий. Добыча угля открытым способом разрушает поверхностный покров земли на больших площадях. Добыча, транспортировка и переработка нефти сопровождается сбросом нефтяных шламов — вредных и опасных смесей нефтепродуктов, механических примесей и воды. В прошлые времена, когда не существовало технологий переработки, нефтешламы просто закапывали в землю. Нарушался биологический баланс в природе, разрывались устоявшиеся тысячелетиями биологические цепочки. Например, в Астраханской области есть знаменитые Соколовские нефтяные ямы, накопившие отходы еще с начала ХХ века. Никто из прежних владельцев нефтепромыслов не мог (или не желал) с этими ямами ничего сделать. Сейчас, когда возникла угроза попадания нефти в Волгу, этой проблемой занялся проект ПРООН/ГЭФ и Минприроды.

Работа по Соколовским ямам была включена в федеральную целевую программу "Ликвидация накопленного экологического ущерба на 2014-2025 годы". Общий объем финансирования этой программы должен был составить 218,7 млрд рублей, в том числе из средств федерального бюджета — 129,1 млрд рублей. Кстати, в той же программе определен размер бедствия: в результате хозяйственной деятельности в Российской Федерации накоплено 31,6 млрд тонн отходов. Если погрузить их в железнодорожные вагоны, состав 150 раз обернется вокруг земного экватора. 2,3 млрд тонн отходов — токсичные. В зоне бедствия проживают 15,1 млн человек. После сокращения российского госбюджета в 2014 году эта программа была значительно урезана. Но благодаря усилиям руководителей проекта финансирование работ по Соколовским ямам было сохранено. Об этом шла речь на подведении итогов проекта в Москве.

Сейчас известно примерно полсотни методов рекультивации земель и более десятка способов переработки нефтешламов и загрязненных грунтов. Но на практике часто выбираются методы простые и дешевые. Например, в случае разлива нефти нередко участок просто засыпают грунтом и засевают травой. Со временем нефть просачивается на поверхность, растительность погибает, погибают и гнездящиеся в траве птицы. Рекультивировать участок надо заново. ЛУКОЙЛ пошлел другим путем, сделав ставку на эффективность и экологичность. В Усинском районе Республики Коми (в рамках проекта ПРООН/ГЭФ и Минприроды) компания опробовала шесть новых методов рекультивации, основанных на достижениях микробиологической науки. Речь идет о землях, пострадавших в 1994 году от страшной нефтяной аварии, вошедшей в Книгу Гиннесса. В этом году компания намерена свести к "нулю" страшное наследие, доставшееся ей в Республике Коми от прежних владельцев нефтяных месторождений.

Лучшая практика

Среди итогов проекта ПРООН/ГЭФ и Минприроды: на федеральном уровне приняты 11 законодательных актов в сфере экологии (четыре непосредственно касаются проблем сохранения биоразнообразия), накоплен опыт взаимодействия федеральных, региональных и муниципальных властей с частными предприятиями энергетического сектора в вопросах сохранения окружающей среды. И как говорят менеджеры проекта, одним из наиболее активных участников этой работы было ПАО "ЛУКОЙЛ".

Заместитель национального директора проекта Игорь Костин отметил, что в 2017 году участие компании ЛУКОЙЛ в проекте было признано Международным союзом охраны природы как одна из лучших в мире практик по продвижению тематики сохранения биоразнообразия и является примером успешного взаимодействия бизнеса, власти и экологической общественности для других стран. В этом проекте удалось применить все отечественные и мировые наработки, связанные с сохранением биологического разнообразия. Игорь Костин подчеркнул, что проект был бы невозможен без участия компаний-партнеров. И одним из самых доброжелательных и самых отзывчивых была компания ЛУКОЙЛ.

Начальник департамента общественных связей ПАО "ЛУКОЙЛ" Глеб Овсянников выразил надежду, что эта большая и важная работа по сохранению биоразнообразия будет продолжена и после окончания проекта. Ведь она свидетельствует о том, что компания ведет цивилизованную производственную деятельность, не наносит ущерб природе и, более того, занимается восстановлением земель, пострадавших от нефтедобычи в прошлые времена. Глеб Овсянников рассказал, что в этом году ЛУКОЙЛ подготовил очередной нефинансовый "Отчет об устойчивом развитии". Этот документ соответствует международным стандартам, он предоставляет полную информацию о большой работе по сохранению природы в районах добычи, транспортировки и переработки нефти.

Сделано ЛУКОЙЛом

С подробным рассказом об участии ПАО "ЛУКОЙЛ" в проекте ПРООН/ГЭФ и Минприроды выступил Игорь Заикин, начальник департамента промышленной безопасности, экологии и научно-технических работ (интервью с господином Заикиным о том, как компания сохраняет живую природу там, где добывается нефть, см. ниже). В 2015 году в компании разработали программу сохранения биологического разнообразия с учетом государственной программы сохранения окружающей среды и рекомендаций проекта ПРООН/ГЭФ и Минприроды. В компании применяются сложные технологические решения, направленные на минимизацию воздействия на окружающую среду. Одним из таких подходов является принятый на морских объектах принцип "нулевого сброса". Результаты совместной с проектом ПРООН/ГЭФ и Минприроды экологической работы ЛУКОЙЛа нашли отражение в Национальном стандарте по рекультивации загрязненных нефтью земель, Сборнике инновационных решений по сохранению биоразнообразия для нефтедобывающего сектора. А также представлены на многочисленных конференциях, выставках, семинарах, в том числе на Конференции сторон Тегеранской конвенции по защите Каспийского моря.

Светлана Шейнфельд, руководитель проекта ПРООН/ГЭФ и Минприроды России, рассказала о проведенном в августе этого года на площадке ПАО "ЛУКОЙЛ" тренинге по спасению животных в случае аварийного разлива нефти (город Нарьян-Мар). Задача заключалась в том, чтобы адаптировать в нашей стране международные стандарты готовности к спасению дикой природы в случае нефтеразливов и последующего включения этих стандартов в корпоративные программы нефтегазовых компаний. В тренинге также принимали участие эксперты Международного союза охраны природы, WWF России, Дарвинского и Ненецкого природных заповедников и Национального парка "Русская Арктика".

Светлана Шейнфельд рассказала, что иностранные эксперты, участвовавшие в тренинге, впервые в их многолетней практике увидели такое внимание со стороны корпорации к теме спасения животных, пострадавших в результате аварии. Для них было важно, что и руководители предприятий компании ЛУКОЙЛ смогли оторваться от своей работы и в течение пяти дней серьезно и глубоко изучать проблемы спасения животных.

Для проекта было важно и то, что на одном из совещаний по безопасному и эффективному освоению Арктики в 2014 году президент Владимир Путин предложил четырем крупнейшим нефтегазовым компаниям разработать и утвердить корпоративные программы сохранения биологического разнообразия. После этого проект совместно с Всемирным фондом дикой природы оперативно подготовил рекомендации по подготовке таких программ, обобщив международные нормативные требования и опыт по данному вопросу.

Начальник отдела охраны окружающей среды ПАО "ЛУКОЙЛ" Марина Чиковани говорила о том, что компания вкладывала в совместную с проектом ПРООН/ГЭФ и Минприроды работу по сохранению биоразнообразия свои собственные средства. Например, на проведенный на Нижней Волге орнитомониторинг компания затратила 20 млн рублей. В течение пяти лет были проведены более 20 экспедиций по наблюдению за ценными породами рыб. На это компания потратила 115 млн рублей. Для создания донных станций — искусственных платформ для наблюдения за обитателями моря вблизи нефтяных платформ было потрачено 39,8 млн рублей. Еще одно важное дело — выпуск 2,3 млн мальков ценных пород рыб обошелся в 169 млн рублей. Компания тратит средства на многочисленные экологические мероприятия, потому что считает их важной составной частью корпоративной социальной ответственности.

Лучший опыт — в законы

Результаты экологической работы ЛУКОЙЛа нашли отражение в Национальном стандарте по рекультивации загрязненных нефтью земель

Фото: ПАО , ПАО "ЛУКОЙЛ"

Депутат Государственной думы Российской Федерации, член комитета по экологии и охране окружающей среды Александр Василенко сказал, что компания ЛУКОЙЛ "замкнула на себя" основные мероприятия проекта ООН. Это важнейший опыт, который определяет перспективу устойчивого развития нефтедобывающей отрасли. И этот опыт должен найти отражение в российском законодательстве. Александр Василенко заметил, что комитет по экологии был создан лишь недавно, его не было в составе трех последних созывов. Образовавшийся пробел в экологическом законодательстве теперь надо будет восполнять. И опыт компании ЛУКОЙЛ законодателям очень пригодится.

Член комитета Совета Федерации РФ по аграрно-продовольственной политике и природопользованию Геннадий Орденов рассказал, что правительство и Федеральное собрание приняли пакет мер, направленных на обеспечение экологической безопасности страны. Но одних только постановлений и законов недостаточно. "Если мы хотим передать следующим поколениям жителей России комфортную и безопасную среду,— сказал Геннадий Орденов,— мы должны привлечь к этому все компании-недропользователи. Нам надо создавать нормативную базу, которая будет основываться на лучших практиках и технологиях. Главный результат проекта — можно работать и экономически и экологически эффективно. И компания ЛУКОЙЛ это доказала".

31 декабря 2017 года совместный проект ПРООН/ГЭФ и Минприроды завершится. Он стал лишь началом большой работы, которую надо провести в нашей стране ради сохранения живой природы. Нулевой сброс отходов — это идеальная задача, которую первой среди отечественных недропользователей решает компания ЛУКОЙЛ.

Вся лента